Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Кадамша Влада Владимировна,
воспитатель,
МДОУ д/с «Радуга» с. Хоперское
Саратовская область
Художественное краеведение как одна из форм работы по патриотическому воспитанию
Одним из важных педагогических средств является художественное краеведение. Через него осуществляется связь с историей родного края с его художественной культурой с людьми, созидающие художественные и эстетические ценности. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет знания об искусстве края, особенностях современной художественной жизни. Наш край, располагает художественными памятниками истории и культуры, произведениями монументальной скульптуры, живописи и графики, произведениями декоративно прикладного искусства. Использование такого разнообразного художественного материала в образовательном процессе привлекает внимание, как взрослых, так и детей. Одним их способов знакомство с традициями и родным краем является фотография.
Широко используем фотографии при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности во всех образовательных областях. При проведении НОД в образовательной области «Познавательное развитие», с целью расширения представлений детей об окружающем мире, широко используем фотографии природы. Наиболее эффективно первая встреча ребенка с природой происходит в форме свободного рассматривания фотографии. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает - на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе.
Взаимодействие ребенка и фотографии, прежде всего, начинается с восприятия. Фотография достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда она непосредственно воспринята дошкольником, когда освоена ее идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия фотографии.
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научатся выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности, восприятие, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Утром, перед началом проведения непосредственной образовательной деятельности, рекомендуется повесить фотографии, репродукции фотографий природы, окружающей действительности, чтобы дети имели возможность заранее их рассмотреть. Таким образом, мы решаем несколько задач: воспитательная задача – воспитывать интерес у дошкольников к фотографии природы; развивающая задача – способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса посредством фотографии.
Полезно с детьми рассматривать иллюстрации, репродукции картин фотохудожников, фотоматериалы. Рассматривая фотоработы, можно обратить внимание детей на новые способы изображения, доступные, но неизвестные детям (как можно по-разному изображать улицу, машины, дома).
Воспитатель с детьми рассматривают рисунки, поделки, интересуются содержанием, выражают свое отношение. К детскому рисунку, поделке надо относиться с уважением, бережно и учить ребенка беречь свое произведение.
Рассматривая проблему эстетического восприятия средствами фотографии, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Нужно так развивать его способности, его эстетическое восприятие, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог сам наслаждаться творчеством.
Фотоматериалы, используемые в работе, помогают формировать патриотические чувства, воспитывают любовь к родному краю, ее достопримечательностям. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины, своего края. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Фотографии иногда являются единственными источником сведений об исчезнувшем произведении. Фотографии дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения изобразительного искусства.
Еще одним не менее важным средством эстетического воспитания и способом развития художественного вкуса служит прогулка, разнообразные экскурсии. Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организуются: наблюдения в природе, игры, труд по уборке участка, на огороде, в цветнике и это отражено в наших фотографиях, которые позже дети могут рассматривать, анализировать свою деятельность и значение этой деятельности.
Для развития эстетического восприятия, ребенку важно обладать такими свойствами, как умение наблюдать, анализировать и обобщать, уметь видеть прошлое в настоящем, угадывать в маленьком зернышке будущий прекрасный цветок, постигать красоту живой и неживой природы. В этой связи важно объяснять дошкольникам необходимость беречь окружающую природу, видеть в ней особенную гармонию и красоту. Очень хорошо этому помогает фотографирование. Развивать наблюдательность у детей дошкольного возраста надо для того, чтобы они умели понимать разнообразный окружающий мир, общаться с людьми. У наблюдательных детей ярче выражены эмоциональные способности, вызывающие радость от общения с природой, окружающим миром, удивление, восхищение, новые впечатления.
В нашей группе, при поддержке родителей, накоплен уже фотоархив, иллюстрирующий разные события в селе, времена года, животных и насекомых нашего края.
Знакомя детей с родным городом и страной, педагоги нашего ДОУ учитывают что любая информация должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь. У нас в саду создана панорама-выставка «Моя малая родина», на которой размещены фото наших главных объектов села.
Приобщая дошкольников к социокультурным нормам, традициям, обычаям своего государства, родного края мы воспитываем в них чувство уважения, гордости, любви за свою Родину.
Литература:
1.                Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 101стр.
2.                 Смольянинов И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.: Знание, 1985.-64 с.

Январь 2021