Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Январь 2021
Максимова Евдокия Ивановна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Кэнчээри»
с.Бердигестях МР Горный улус Республика Саха (Якутия)
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Продолжительность проекта: в течение года
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы:
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
·           Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
·           знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
·           воспитывать познавательный интерес, любознательность;
·           упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
·           способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
·           развивать мелкую моторику рук;
·           повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
·           оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Формы работы с детьми:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Новизна.
Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
1.​ Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2.​ Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3.​ Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4.​ Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
5.​ Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей младшего возраста.
Продукт проекта:
·           Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
·           Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
·           Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
·           Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап -подготовительный этап:
·           Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
·           Проведение мониторинга.
·           Анализ полученных результатов, выводы.
·           Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
·           Пополнение сенсорного центра новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
2 этап -основной этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
3.         Дидактические игры с малышами:
-Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
-Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
-Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
-Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
-Мозаика: настольная и напольная.
-Настольно-печатные дидактические игры.
-Самостоятельные игры малышей.
-Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
2.Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
4.Участие м привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала и пособий для сенсорного развития детей.
5.Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»
6.Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»
7.Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника»
3 этап - заключительный этап:
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Заключение:
Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач:
·           постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
·           развивается восприятие окружающего мира;
·           дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
·           развивается мелкая моторика рук.
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Диагностические методики:
«Цветные коврики»
Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая).
Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.
«Кружки»
Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине.
Материал: 3 кружка одного цвета.
Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным.
«Фигуры»
Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.
Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.
Использованная литература:
1.         М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2.         Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3.         Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4.         Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5.         Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.