Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Максимова Евдокия Ивановна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Кэнчээри»
с.Бердигестях МР Горный улус Республика Саха (Якутия)
Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Продолжительность проекта: в течение года
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы:
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
·           Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
·           знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
·           воспитывать познавательный интерес, любознательность;
·           упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
·           способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
·           развивать мелкую моторику рук;
·           повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
·           оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Формы работы с детьми:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Новизна.
Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
1.​ Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2.​ Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3.​ Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4.​ Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
5.​ Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей младшего возраста.
Продукт проекта:
·           Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
·           Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
·           Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
·           Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап -подготовительный этап:
·           Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
·           Проведение мониторинга.
·           Анализ полученных результатов, выводы.
·           Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
·           Пополнение сенсорного центра новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
2 этап -основной этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
3.         Дидактические игры с малышами:
-Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
-Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
-Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
-Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
-Мозаика: настольная и напольная.
-Настольно-печатные дидактические игры.
-Самостоятельные игры малышей.
-Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
2.Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
4.Участие м привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала и пособий для сенсорного развития детей.
5.Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»
6.Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»
7.Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника»
3 этап - заключительный этап:
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Заключение:
Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач:
·           постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
·           развивается восприятие окружающего мира;
·           дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
·           развивается мелкая моторика рук.
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Диагностические методики:
«Цветные коврики»
Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая).
Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.
«Кружки»
Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине.
Материал: 3 кружка одного цвета.
Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным.
«Фигуры»
Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.
Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.
Использованная литература:
1.         М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2.         Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3.         Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4.         Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5.         Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
Январь 2021