учитель английского языка,
МБОУ №СОШ №2»
г. Нижнекамск
Григорьева Альбина Раифовна,
учитель английского языка,
МБОУ «Гимназия №32»
г. Нижнекамск
Развитие познавательной активности детей – одна из важнейших задач современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, самостоятельности, овладения умениями интеллектуальной деятельности. На сегодняшний день в школах есть все возможности для развития познавательной активности с помощью особого вида деятельности учащихся – это проектная деятельность. Многочисленные исследования проведенные и в нашей стране, и за рубежом, показывают, что большая часть современных лидеров в политике, бизнесе, спорте, искусстве – это люди, обладающие проектным типом мышления.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение запланированного результата оптимальными способами. Это планы, мероприятия, работы и другие задачи, направленные на получение уникального продукта (услуги, работы, устройства).
Изучая различную методическую литературу в поисках новых форм, подходах в организации проектной деятельности, мы обратили внимание на незнакомую нам форму организации совместной деятельности «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) или его еще называют интерактивная тематическая папка – это самодельная бумажная папка с кармашками, дверками, окошками подвижными деталями, которые ребенок может доставать, складывать, перекладывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук – это не просто поделка, а форма предоставления итогов проекта или изучения темы, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Для того, чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Более того это отличная форма, позволяющая привлечь родителей к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению их в образовательный процесс. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал. Расматривание папки в дальнейшем позволяет быстро вспомнить пройденные темы.
Лэпбуки можно изготавливать как индивидуально, так и группами. Для работы в группах возможно два варианта. Первый - это когда учитель распределяет задания между учениками и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Во втором варианте мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Начинать создание интерактивной папки нужно с выбора темы. Тема может быть любая – времена глагола, насекомые, писатели, праздники, исторические события. Например, первой темой нашего лэпбука мы выбрали «Школа». На основе этой темы учащиеся изучили правила поведения в школе, в том числе модальные глаголы should, can, must, школьная форма (фасон, ткань, рисунок), школьные принадлежности, изучаемые предметы, пословицы и поговорки, сравнили системы образования в разных странах, составили маршрут дороги из школы домой. После выбора темы, необходимо составить план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы будут раскрыты – это и будет содержание мини-книжечек и придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Далее собрать необходимый материал и все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках и т.д.
При работе с тематическими папками мы отметили, что учащиеся быстрее запоминают материал, проявляют повышенный интерес к содержанию и самостоятельность при работе.
Современному ребенку необходимо не столько иного знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения направлены на развитие памяти, внимания, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и т.п.
Лэпбук это современное средство обучения детей, где актуальность данного проекта, это формирование познавательной активности детей, делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка.