учитель иностранных языков,
МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»,
Воронежская область, Каширский район, село Данково
Одной из самых актуальных проблем современной школы является организация системы постоянного учета уровня учебных достижений обучающихся и более успешное использование его результатов в повышении учебно-воспитательного процесса, в проведении целенаправленной работы по преодолению своевременно выявленного отставания, в определении направлений дифференцированного подхода.
Сложность на сегодняшний день заключается в том, что современная система оценивания находится в стадии осмысления и разработки. Зачастую учителям предлагается разработать ее самостоятельно.
Давайте сначала разберемся с понятиями:
Оценивать - устанавливать степень, уровень, качество чего-либо. В педагогике – взаимодействие педагога (либо какой-то технической системы) с учащимися, в результате которого появляются отметка либо оценка или и то, и другое.
Отметка - мнение об уровне, значении чего-нибудь. В узком смысле это вербальные или невербальные реакции учителя, которыми он оценивает деятельность учеников. В широком смысле – отметка и сопровождающие ее ситуативные оценки.
Оценка - цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников. Это обозначение оценки знаний учащихся.
Педагоги также используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, нахмуренные брови, мимика, жесты.
Когда учителя оценивают работу учеников, то важную, а иногда определяющую роль играет то, как они это делают. Очень часто при этом допускаются ошибки, которые становятся источниками конфликтов. Это и выставление завышенных или заниженных отметок, стремление избегать крайностей в оценках и т.п. Недопустимым является перенос личного отношения к ученику на оценивание его знаний - как говорит В.Ф. Шаталов, если учитель поставил в журнале по предмету двойку за поведение, то он должен уйти из школы.
Учителю очень важно аргументировать выставляемые отметки таким образом, чтобы:
- учитывать возможные последствия для дальнейшей учебы ребенка и получения более высоких отметок;
- направлять детей к улучшению учебы, прилежности и совершенствованию их учебной деятельности;
- усиливать положительные учебные мотивы;
- закреплять веру учеников в свои силы и успехи в учебе.
Вербальные оценки не имеют строгих критериев, но всегда играют доминирующую роль в формировании способности ученика к самооценке, ибо вербальная оценка всегда эмоционально окрашена и поэтому более доходчива.
Говоря об иностранных языках, то оценивания предметных знаний, умений, навыков учащихся является комплексным – оценка трех групп результатов обучающихся: личностных, метапредметных, предметных.
Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над чем еще надо работать, чему научиться. Безотметочное обучение в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Практика показывает, что этому умению должны обучаться даже опытные педагоги, вырабатывая у себя установку на видение индивидуальных возможностей и способностей детей. Оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к учащимся. Формирование у школьников оценки, умения анализировать содержание собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии.
Справедливое же оценивание, оценивание, нацеленное на поощрение деятельности учеников, на подкрепление их мотивов, в комплексе с учетом особенностей развития учащихся и их восприятием отметок, видится крайне важным в школе.