Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Январь 2021
Алексеева Саргылана Ивановна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Олонхо кэскилэ»
с. Бердигестях МР Горный улус Республика Саха (Якутия)
Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать ему условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие его вопросы. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. Дошкольники-прирожденные исследователи. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработала центр «Лаборатория Почемучки». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Продолжительность проекта: в течение года
Тип проекта: долгосрочный, познавательно- исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети группы, воспитатели,родители
Вид проекта: исследовательский
Проблема: Кто такие исследователи?
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Привлечь родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей.
Формы работы:
1.         Занятия;
2.         Эксперименты;
3.         Беседы;
4.         Наблюдение и труд;
5.         Работа в лаборатории.
6.         Доклады НПК «Первые шаги»
7.         Макеты исследовательской деятельности
8.         Опыты
9.         Игры- эксперименты
Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности:
ü  целостности:
основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
ü  научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
üдинамичности (от простого к сложному);
ü  сотрудничества (совместная деятельность педагога, детей и родителей)
ü  преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
ü  наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
Ожидаемый результат:
1.         Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мироведения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2.         Воспитанники имеют представление об окружающем мире.
3.         У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4.         Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
5.         Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Материалы и оборудование:
·           Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
·           Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
·           Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
·           Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
·           Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, гофрированная, фоамиран,
·           Красители: ягодный сироп, пищевые краски, акварельные краски, гуашь. Зубные пасты.
·           Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
·           Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля, воронки и т.д.
·           Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
·           Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
·           Клеенчатые передники, (халаты для лаборатории) полотенца.
·           Клеенчатые передники, полотенца.
Этапы реализации проекта:
I этап: Информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
II этап: Творческий (основной)
III этап: Заключительный
I этап: подготовительный
Работа с родителями:
1)        Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
2)        Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».
3)        Наглядная агитация
Работа с детьми:
1)        Диагностика развития познавательной активности детей.
Создание предметно-развивающей среды:
1)        Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
2)        Приобрести книги познавательного характера.
3)        Разработать картотеку опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
4)        Разработать технологические карты для проведения опытов.
II этап: основной
Работа с родителями:
1)        Индивидуальные беседы.
2)        Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
3)        Подгрупповые тематические консультации:
-«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
-«Организация домашней лаборатории»,
-«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
Работа с детьми:
1)        Развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2)        Проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
3)        Наглядная агитация.
4)        Индивидуальные беседы
5)        Активное участие детей в выставках, смотрах, конкурсах как внутри ДОУ, так и на уровне города.
Создание предметно – развивающей среды:
1)        Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
2)        Приобрести книги познавательного характера.
3)        Ведение дневников для фиксации результатов опытов.
4)        Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Растим любознательных».
III этап: заключительный
Работа с родителями:
1)        Наглядная агитация.
2)        Индивидуальные беседы.
3)        Открытое занятие для родителей по экспериментированию.
Работа с детьми:
1)        Диагностика развития познавательной активности детей.
Создание предметно - развивающей среды:
1)        Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
2)        Приобрести книги познавательного характера.
3)        Продолжать ведение дневников для фиксации результатов опытов.
4)        Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Учите ребёнка наблюдать»
Заключение:
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний
Использованная литература:
1. С.Н.Николаева «Юный эколог»
2. РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», издательство: Детство-пресс, 2014 г. В соответствии с ФГОС.
3. Белько Е. «Веселые научные опыты для детей», Издательство: Питер, 2015 г.
4. Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых», Издательство: Эксмо, 2012 г..