Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ЯКУТСКА

Январь 2021
Сантаева Вера Афанасьевна,
педагог дополнительного образования по развивающим играм
МБДОУ ЦРР-Д/с № 10 "Туллукчаан",
г. Якутск
Аубакирова Олеся Александровна,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР-Д/с №7 "Остров сокровищ",
г. Якутск
Ким Евгения Афанасьевна,
педагог дополнительного образования по инженерии
МБДОУ ЦРР-Д/с №26 "Кустук",
г. Якутск
Актуальность: В современных реалиях века цифровых информационных технологий, когда человечество развивает технологии семимильными шагами, даже маленький человек не отстаёт от своих родителей, играя на смартфонах, различных гаджетах и приставках. Трудно представить молодого человека, подростка без телефона в руке, ставшим с их слов "продолжением руки". Если раньше родители переживали от того что, ребенок постоянно на улице, то сейчас его с трудом можно оторвать от компьютера и отправить погулять. Так же и дошкольник тянется к технологичным забавам. Как использовать данную потребность и интерес дошкольника в русле не просто компьютерной игры, а чего-то правильного, интересного и нужного в будущем для ребёнка дошкольного возраста, и какие необходимо при этом использовать технологии?
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и программных средств в учебном процессе, форм и методов их применения для эффективности и совершенствования деятельности специалистов образовательных учреждений. В дошкольном образовательном процессе ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, обеспечивающим доступность, вариативность обучения детей дошкольного возраста.
Занятия, проводимые с использованием компьютеров, планшетов, ноутбуков, проходят в специально оборудованных кабинетах по информатике или робототехнике, соответствующих требованиям. Как показывает практика, дети легко усваивают базовые умения и навыки, формируются первоначальные навыки оперировать такими командами как: копировать, вставить, выделить объект и другие простейшие команды. Это делает возможным проведение конкурсов по основам информатики среди детей старшего дошкольного возраста.

Фото МБДОУ ЦРР- Д/с №10 "Туллукчаан" г. Якутска

Городской конкурс по основам информатики среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Якутска проводится с 2015 года в соответствии с планом работы Управления образования с целью активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста в области информатики и информационных технологий.
Целью конкурса, проводимом методическим объединением педагогов по ИКТ и робототехнике, является развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к информатике и информационным технологиям, с учетом их возрастных возможностей.
Задания конкурса разрабатываются на MS Word и носят следующую типологию:
•        Продолжи ряд.
Первый ряд состоит из различных фигур, окрашенных цветом по определенной схеме. Необходимо продолжить окрашивание фигур, соблюдая схему. Второй ряд - имеет отличия в оформлении контура фигуры. То есть ребёнку необходимо владеть навыками рисования, заливки фигур, контура фигур.
•        Убери лишнюю фигуру.
Задание на логику, на выделение существенных признаков предложенных объектов. Ребёнок должен выделить фигуру и удалить - "вырезать" ее.
•        Подбери пару и соедини объекты стрелкой.
В данном задании от ребёнка требуется найти соответствующие пары и знание таких команд как выбор и вставка фигуры.
•        Создай копию героя и поверни ее.
Данное задание направлено на владение базовых умений по выделению фигуры, копированию, перемещению, и также возможностей поворотов фигур.
•        Творческое задание.
Выполнение творческого задания раскрывает навыки создания рисунка на заданную тему при помощи инструментов рисования, заливки, контура фигур, порядок их расположения, поворотов, использования дополнительных фигур.
При оценивании конкурсной работы учитывается правильность и полнота выполнения каждого задания, за которые проставляются баллы и суммируются в общее итоговое количество баллов.

Критерии оценивания выполненных заданий.

Задания

1 задание

1 ряд: правильное выполнение - 1 балл;

2 ряд: выполнение: соблюдены цвета заливки и контура - 2 балла; соблюдены только цвета заливки - 1 балл;


2 задание

1 балл за каждый правильно удалённый объект с ряда.


3 задание

1 балл за каждую правильно соотнесённую пару.



4 задание

1 балл за каждое произведённое действие: создание копии, поворот фигуры.



5 задание

·                    Заливка: 0 – отсутствует, 0,5 – сплошная, 1 – использованы эффекты.

·                    Порядок: 0 – нет наложений, 0,5 – только наложения, 1 – использован поворот фигуры.

·                    Доп. фигуры (звезды, флаги, и т.п.): 0 – нет, 1 – есть.

·                    Композиция: 0,5 – просто, 1 – красиво, но без эффектов, 2 – использован весь спектр возможностей.


Согласно положению в конкурсе по основам информатики принимает участие один воспитанник от дошкольного образовательного учреждения городского округа «город Якутск». В зависимости от количества поданных заявок участники разбиваются на подгруппы по 10-15 участников, каждой подгруппе на выполнение конкурсной работы согласно регламенту отводится 30-35 мин с включением физкультурной разминки. До начала выполнения конкурсной работы педагогами-организаторами объясняются предлагаемые детям задания. Далее, в течении отведённого времени каждый участник-конкурсант самостоятельно выполняет предложенные задания за организованным рабочим местом с ноутбуком.


По итогам конкурса можно констатировать, что дети старшего дошкольного возраста легко осваивают базовые умения при работе на компьютере. При должном акцентировании хорошо использует возможности заливки фигур, оформление контура, их ширину, тип. При рисовании легко производит порядок наложений.
В 2020 году проведён первый в городе Якутске дистанционный конкурс рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных в программе MS Paint.
В современное время в силах родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования организовывать образовательную деятельность детей с использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий для освоения и формирования полезных навыков для разностороннего личностного развития каждого ребёнка.