Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Январь 2021
Егорова Елена Александровна,
педагог-психолог,
ГБОУ СОШ с. Курумоч СП «Детский сад «Белочка»,
Самарская область, Волжский район, с. Курумоч
Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д.
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ) » не является новым. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры;
-игры и задания, направленные на развитие произвольности;
-игры, направленные на развитие воображения;
-релаксационные методы;
-использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
-комфортная организация режимных моментов;
-оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно---оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
-игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
-арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
-занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
-психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
-телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
-задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
-использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Хочу порекомендовать несколько игр на развитие эмоционального интеллекта:
Игра «История одного шарика»
Цель игры
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:- - ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра «Фантазёры»
Цель игры
Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
Игра «Убеди меня»
Цель игры
Научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.
Как играть
Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.
Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.
Позвольте ребёнку переубедить вас.
На что обратить внимание
Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.
Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.
Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Известный физиолог Н.М.Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…