Высшая школа делового администрирования
Конференции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Январь 2021
Шаган Анна Андреевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида»,
№20, город Курск
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал. Не секрет, что общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество образования дошкольной организации?
- от качества работы воспитателя,
- от отношений, которые сложились в коллективе,
- от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,
- от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное и индивидуальное анкетирование и обсуждение состояния образовательного процесса, принятие важных управленческих решений. Важным шагом, сделанным в направлении объективной оценки качества образования, была разработка образовательных стандартов, которые:
·           устанавливают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, а тем самым – юридический критерий контроля за качеством образования;
·           позволяют сохранить единство образовательного пространства;
·           призваны обеспечивать преемственность разных уровней образования;
·           должны защитить здоровье обучающихся путем установления максимального объема учебной нагрузки.
Чтобы система оценки качества дошкольного образования стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются:
- самообследование,
- диагностика,
- мониторинг или контроль. Чаще всего используются основные распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.
В системе оценки качества образования отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.
Разберем все три момента подробнее.
1. Качество образовательного процесса:
Какие вопросы его оценивают:
1.1 качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);
1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Каково же содержание процедуры оценки?
Содержание процедуры оценки включает вопросы об организации прогулки, организованной образовательной деятельности, использовании дидактических и режиссёрских игр, о подготовке педагогов к занятиям, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности.
В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются.