Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ

Шарычева Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
МАДОУ «Золотой ключик», детский сад №1
Пермский край, г. Губаха
Развитие предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста через техническое конструирование в ДОУ
Современный ребёнок дошкольного возраста живёт в мире информатизации, компьютеризации. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие технических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
На заседании Совета по науке и образованию 21 января 2016 г. был обсуждён «Проект Стратегии научно-технического развития России» В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять десять лет вперед и «заглянуть за горизонт».
По словам президента, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.
Человек этой профессии должен обладать такими личностными качествами, которые характеризуют инженера:
·      критическое и системное мышление;
·      умение ставить и решать задачи;
·      творчество и любознательность;
·      Умение работать с информацией;
·      направленность на саморазвитие;
·      коммуникативные умения;
·      социальная ответственность;
·      техническое и инженерное мышление.
Что же такое инженерное мышление?
Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Таким образом, есть «социальный заказ» на развитие у детей определённых личностных качеств.
Таким образом произошла Модернизация в образовании, где в целевых ориентирах ФГОС предоставлены такие качества ребенка:
•Любознательность.
•Активность.
•Творчество и любознательность.
•Коммуникативные навыки.
В ООП ДО – конструирование как один из ведущих видов детской деятельности.
Конструирование -[лат. construеге] — составлять, собирать, строить] — вид продуктивной детской деятельности. Впервые проявляется в раннем возрасте в процессе совместных со взрослым действий с разнообразными кубиками и дидактическими игрушками. У дошкольников протекает в форме творческой игры. Оно имеет некоторые особенности: предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т.д.), определенные способы действия и построения конструкций.
Отсюда берет начало индивидуализация образования.
Идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, мышления дошкольников посредством использования в образовательном процессе дополнительного материала. Развитие технического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить, чертить схемы, сооружать конструкции. Эффективный метод - использование Легоконструирования, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.
Новизна педагогического опыта заключается
1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования.
(создание ЛЕГО – центра в группе);
2. Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству;
3. Внедрение новой кратковременной образовательной практики - КОП и «Интересное дело»
Практическая значимость:
·      Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
·      Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями.
·      Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Основная цель - создание условий для максимального развития технического мышления дошкольников. Опыт работы по данному направлению опирается на требования Программы «От рождения до школы» Веракса.
Цель:
Введение LEGO-конструирования (робототехники) в образовательный процесс группы.
Задачи:
-Организовать целенаправленную работу по применению LEGO-конструкторов в образовательной деятельности
-Создать LEGO –центр в группе.
-Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми (мастер – класс, краткосрочные образовательные практики).
Задачи:
1.         Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов начиная со второй младшей группы согласно разработанному плану;
2.         Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
3.         Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
4.         Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
5.         Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
6.         Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования, через организацию активных форм взаимодействия.
Занятия по легоконструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей, создают благоприятные условия для формирования таких качеств, как усидчивость, любознательность. Для реализации поставленных целей большое значение имеет предметно-развивающая среда. Дети младшего дошкольного возраста пользуются конструкторами «Кроха», а затем дети знакомятся с конструктором «ЛЕГО-ДУПЛО». Данные виды конструкторов позволяют осуществлять легодеятельность более эффективно и разнообразно.
Чтобы ребенок мог свободно общаться с педагогом и сверстниками на первых этапах легоконструирования, он должен четко знать названия деталей конструктора.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных частей сооружения, пересчитывают их после окончания работы, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или кирпичике при помощи взрослого.
В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной постройки. В младших и средних группах рекомендую применять следующие способы:
·           Прикладывание
·           конструирование по образцу
·           конструирование с опорой на схемы
·           конструирование по собственному замыслу.
Дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.
В своей работе использую наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы и режиссерская игра.
Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:
1.         Анализ образцов, выполненных одним способом.
2.         Анализ несовершенной поделки.
3.         Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
4.         Игровые приемы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие технического мышления, воображения, классификации, логические закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное риентирование, симметрии).
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование
Конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах кружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие
Работа над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.
Физическое развитие
Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Реализация опыта работы осуществляла в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
Осуществила:
·           определение основных критериев диагностики согласно методическому пособию Фешиной Е.В.
·           создание предметно-развивающей среды в группе.
·           педагогическое просвещение родителей
2. Основной этап.
Внедрение легоконструирования в режим дня.
- составление перспективного плана
- разработка схем и наглядных материалов
- организация и проведение ООД в течение учебного года
- организация индивидуальной работы – в течение года;
3. Заключительный этап.
- проведение итоговой педагогической диагностики с целью эффективности педагогического воздействия;
- подведение итогов и результатов работы;
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через техническое конструирование в ДОУ»;
Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям:
Информационное
·           Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО»
·           «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства».
·           Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор»
·           Буклет «Игры с ЛЕГО»
·           Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»
Практическое
·           Совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк»,
Организация детского легоконструирования опирается на принципы
·           Создание условий
·           Предоставление детям разнообразных материалов и возможности ими пользоваться по своему усмотрению.
·           Конструирование на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модули, картонные коробки).
Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.
Вывод: Использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.
Литература:
1.         Куцакова Л.В. - Лего – конструирование в детском саду
2.         Комарова Л.В. - Строим из лего, 2001г.
3.         Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005г.
4.         Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.
5.         Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте.
6.         Жукова О.Г. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008г.
7.         Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет
8.         Лусс Т.В. Формирование навыков консруктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО, «ВЛАДОС»
9.         Микляева Конструирование для малышей
10.      Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструтивной деятельности. Анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
11.      Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду, 2012.
Январь 2021