Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Водяной Алексей Юрьевич,
методист,
Водяная Екатерина Владимировна,
заведующий отделом,
ГБУДО «Белгородский областной
Дворец детского творчества»,
г. Белгород
Одна из приоритетных задач государственной политики является обеспечение высокого качества образования, позволяющая формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность; стать основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей.
Дополнительное образование – открытое вариативное образование, в котором не только осваиваются всеобщие нормы, культурные образцы и происходит интеграция в социум, но создаются возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, его личностного и профессионального самоопределения.
Для развития и реализации потенциальных возможностей личности в современном мире, с целью обеспечения современного качества, доступности и эффективности образования, в организациях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
В структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обязательно должны быть включены планируемые результаты освоения программы (знания, умения, которыми будут обладать обучающиеся по завершению обучения), компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся.
Одним из показателей качества образования является степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В каждую образовательную программу заложены этапы педагогического контроля. Это входная диагностика, которая осуществляется при комплектовании учебных групп в начале учебного года, по итогам которой определяется уровень знаний обучающихся, уровень его подготовки на начало обучения. Традиционными формами входной диагностики являются: беседы, анкетирование, тестирование, выполнение упражнений, игры; для хореографических, вокальных и инструментальных коллективов – прослушивания или показы.
Промежуточная аттестация (текущий контроль) осуществляется по полугодиям учебного года, которая позволяет выявить рост компетенций в ходе освоения образовательной программы. Традиционными формами текущего контроля в организациях дополнительного образования выступают: отчётные концерты, творческие показы, выставки-презентации, спортивные и интеллектуальные соревнования, дебаты, конференции и др.
Итоговый контроль осуществляется по результатам освоения образовательной программы в целом и по годам обучения. В организациях дополнительного образования итоговая аттестация сопровождается выдачей свидетельства об окончании обучения.
Формы проведения итогового контроля: открытое занятие, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, тематические чтения, олимпиады, конкурсы, собеседования, зачетный поход, квалификационное соревнование (в спортивных коллективах), турнир и другие.
Программа итоговой диагностики результативности обучающихся (при любой форме проведения и в любой направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков.
В связи с отсутствием в дополнительном образовании детей ФГОСов, критерии оценки (формы и методы диагностики) усвоения дополнительных общеобразовательных программ разрабатываются методистами и педагогами дополнительного образования в соответствии с направленностью программы, сроками обучения, возраста обучающихся и в соответствии с её прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой диагностики результативности обучающихся определяют: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; полноту выполнения образовательной программы; обоснованность перевода обучающегося на следующий этап или год обучения; результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года.
Конкретная форма оценки результатов итоговой диагностики определяется и обосновывается в образовательной программе.
Результаты итоговой диагностики обучающихся могут анализироваться по следующим параметрам: количество обучающихся (в %): уровень освоения программы (низкий, средний, высокий); полностью освоивших образовательную программу; освоивших программу в необходимой степени; не освоивших программу; причины невыполнения детьми образовательной программы; необходимость коррекции программы.
Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки обучающихся является соответствие его программным требованиям, критериям уровня воспитанности – культура поведения, творческое отношение к выполнению практического задания, культура подачи и оформления своей работы.
Если рассматривать в процентном соотношении уровень освоения образовательной программы, то высокий уровень может получить обучающийся, успешно освоивший более 80% содержания образовательной программы, средний уровень – от 50% до 79%, низкий уровень – менее 50%.
Перевод обучающихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Тем, кто не смог сделать этого, педагог может порекомендовать пройти повторное обучение.
В организациях дополнительного образования методами оценивания результативности образовательной программы могут быть: мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им программы (авторы: Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.), портфолио обучающегося, педагогический дневник, проектная деятельность и др.
Портфолио – распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной внеучебной работы. В перечень документов входят грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
Педагогический дневник – документ, в котором педагог посредствам наблюдения и анализа характеристик обучающегося (уровень творческого развития, развитие интересов и др.), в течение года изучает индивидуальную динамику развития качеств.
Дневник состоит из 4-х разделов: в первом разделе (исходные данные) отражается краткая характеристика обучающегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов; во втором (достижения в предметной области) по полугодиям фиксируются достижения обучающихся; в третьем (творчество в саморазвитии) отражаются расширение интересов, усилия по самообразованию; в четвертом (выводы и планы) – итоги работы за год и план сопровождения обучающегося в дальнейшем.
Проектная деятельность – одна из приоритетных форм оценивания результативности образовательной программы. Обучающиеся выполняют проекты, при написании которых, они активно включаются в поиск необходимой информации, её критическое и творческое осмысление, освоение способов самостоятельных действий (интегрирование и дифференцирование своих знания) при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний, применять их на практике.
По итогам подготовки проектов проводится серия учебных занятий, на которых обучающиеся выступают с готовыми проектами. Экспертами при оценивании исследовательских работ могут выступать как сами обучающиеся, так и приглашенные педагоги. Главная задача написания и защиты проектов это приобретение навыка выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора материала; представления работы в соответствии с требованиями.
Результаты обучающихся по итогам проводимых диагностик должна быть отражена в протоколах. Данные протоколы утверждены нормативно-правовыми документами образовательной организации. Педагог дополнительного образования вправе использовать и разрабатывать свои формы для фиксации результатов обучающихся. Например, это могут быть и паспорта, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачётные книжки, дневники самоконтроля, протоколы, таблицы классификационных соревнований и т.п., куда будут вписываться результаты аттестаций.
Таким образом, оценка результатов образовательной деятельности в творческих объединениях дополнительного образования позволяет оценить (знания, умения, которыми будут обладать обучающиеся по завершению обучения), компетенции, а также личностные, метапредметные и предметные результаты.
Список литературы:
1. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
Январь 2021