Конференции

    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Январь 2021
    Сметанкина Татьяна Петровна,
    воспитатель,
    ГБОУ № 661 ОДОД Приморского района
    г. Санкт-Петербург
    Актуальные вопросы разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях. Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации в соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется посредством внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО).
    Под ВСОКО понимается непрерывный внутриорганизационный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.
    Цель: Качественная оценка и коррекция деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на качество предоставляемых услуг.
    Задачи:
    1.         Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на качество образования.
    2.         Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.
    3.Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.
    4.Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.
    5.         Проведение самообследования.
    Основными принципами мониторинга являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.
    ООП ДОУ:
    ·           Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДОУ
    ·           Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности
    ·           Охрана и укрепление здоровья детей
    ·           Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования
    ·           Материально-технические условия
    Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.
    ·           Требования к кадровым условиям
    ·           Финансовые условия (финансовое обеспечение)
    ·           Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы
    ·           Качество организации воспитательно-образовательного процесса;
    ·           Инновационная деятельность.
    Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям
    Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности
    Методы сбора данных:
    ·           опрос;
    ·           анкетирование;
    ·           тестирование;
    ·           анализ документов;
    ·           беседы;
    ·           социометрические исследования;
    ·           статистические исследования;
    Для создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.
    Созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована документами которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации.
    ·           Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
    ·           СанПиН 2 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
    ·           Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;
    Нормативно-правовая регламентации функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта «Положение о внутренней системе оценки качества образования ДО» который устанавливает содержание, структуру и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества в учреждении.
    Используются следующие термины:
    Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.
    Качество условийэто выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
    Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.
    Критерий признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
    Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
    Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
    Измерение – оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
    Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.
    В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.
    И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.
    Алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
    Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ;
    Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.
    (Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)
    Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ;
    Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);
    Сбор и обработка данных (данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)
    Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;
    Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы
    Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем
    Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ
    Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.
    Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.
    Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО
    Совершенствование СОКО ДОУ.
    Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:
    1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;
    2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;
    3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.
    Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:
    ·           информационная;
    ·           побудительная;
    ·           формирующая;
    ·           коррекционная.
    Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.
    Организация системы оценки
    Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО. Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, педагоги и члены родительского комитета.
    Алгоритм реализации системы оценки
    ·           Определение и обоснование объекта оценивания.
    ·           Сбор данных.
    ·           Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
    ·           Обработка полученных данных.
    ·           Анализ полученных данных.
    ·           Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.
    К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде – сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.
    Виды контроля:
    1. Оперативный – оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности.
    2.Предупредительный – предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).
    3.Срезовый – диагностика детей по разделам программы.
    4.Тематический – глубокое изучение состояния дел.
    5. Итоговый – оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.
    Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей.
    Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности (двигательный режим детей на прогулке, наблюдение за природой, наличие выносного материала, развивающие дидактические игры и организация трудовой деятельности)
    Вопросы второй категории оценивают качество условий и включает в себя вопросы для оценки свойств РППС:
    ·           содержательная насыщенность – наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
    ·           вариативность – наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
    ·           трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
    ·           доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
    ·           безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.
    Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики.
    Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса.
    Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.
    Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.