воспитатель,
МБДОУ № 61 «Теремок»,
г. Йошкар-Ола
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня, поэтому необходимо углублённо работать над формированием основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Одной из целей нашей работы считаю – формирование потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Формирование основ здорового образа жизни детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогами.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают в детском саду и дома. Родители выступают для ребёнка примером для подражания. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
С родителями нужно проводить собрания, консультации, индивидуальные беседы на такие темы как:
Ø Занятия физкультурой и спортом;
Ø Прогулки;
Ø Рациональное питание;
Ø Соблюдение правил личной гигиены;
Ø Закаливание;
Ø Создание условий для полноценного сна;
Ø Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
Ø Соблюдение режима дня.
В работе с детьми по данному направлению очень актуальна кружковая работа. У нас ведется кружок «Неболейка». Его работа организована так, чтобы детям было интересно и комфортно чувствовать себя в предметно-развивающей среде в группе, заниматься различными видами деятельности. Организуя деятельность детей, заботимся о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, сохраняем и укрепляем:
ü его здоровье,
ü дружелюбное отношение друг к другу,
ü развитие умения слушать и говорить,
ü умения отличать ложь от правды,
ü бережное отношение к окружающей среде, к природе,
ü медицинское воспитание,
ü выполнение различных рекомендаций,
ü формирование понятия "не вреди себе сам".
С детьми стараемся выступать как партнёры.
Кружок проводится раз в неделю по перспективному плану, по блокам:
§ Уроки Мойдодыра;
§ Человек и окружающий мир;
§ Мой организм – органы чувств;
§ Мой организм- внутренние органы;
Свою работу, по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста следует начать с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводятся в форме бесед, наблюдений, игр. Работа с детьми в кружке, проходит в форме игр, обыгрывании ситуаций, бесед, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, тренингов, с применением ИКТ.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и т.д.) Необходимо приложить все свои усилия и знания, чтобы дети осознанно выбрали здоровый образ жизни.
С целью выявления знаний, умений и навыков эффективности развивающей работы целесообразно проводить мониторинг оценки уровня развития при формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, и др.) с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.