Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Январь 2021
Шахнович Елена Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ «Зырянский детский сад»
Томская область, с. Зырянское
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех приветствовать на моем мастер-классе, который будет посвящен дидактическим играм и экологии!
Тема моего мастер – класса Дидактическая игра – как средство экологического воспитания дошкольников. Целью которого является дать практические знания об использовании дидактических игр по экологии, а также распространение педагогического опыта. Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме – экологическое воспитание, а также педагог, использующий в своей работе дидактические игры и пособия, найдет для себя что – то новое.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Это и обусловило выбор моей темы по самообразованию: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра имеет две цели: одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Экологические Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
·           - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
·           - настольные печатные игры;
·           - словесные игры.
А также игры – занятия, подвижные и малоподвижные игры экологического характера, творческие игры.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько дидактических экологических игр, которые я использовала в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках экологического проекта «Зимующие птицы нашего края».
Многие методические рекомендации по проведению эколог. игр являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений о теме проекта в разных образовательных областях.
Первая игра, которую я бы хотела вам представить – это настольно – печатная дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Собери картинку».
Цель игры: формировать умение детей младшего дошкольного возраста выделять форму предмета, помогать правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
Материал игры: парные картинки с изображением зимующих птиц (целую (образец) и произвольно разрезанную).
Ход игры: перед ребенком раскладываются разрезанные изображения зимующих. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно. После выполнения задания, педагог проверяет правильность составления изображения, хвалит за правильно выполненное задание.
Примечание: целую, и разрезанную карточки предварительно ламинируйте плотной прозрачной лентой для продления эксплуатационного срока.


Также мной была изготовлена еще настольно – печатная экологическая игра «Угощение для птиц».
Цель игры: закрепить знания детей о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.
Материал игры: карточки с изображением зимующих птиц, а также карточки с изображением корма для птиц.
Ход игры: на столе перед детьми размещены картинки с изображением зимующих птиц, также лежат карточки с изображением корма для этих птиц. Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему картинку с изображением корма и говорит: какую птицу каким кормом он угостит.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» знаменита среди детей. Эту игру любят и взрослые и дети, ее можно использовать в индивидуальной работе с ребенком, а также с группой детей.
Цель игры: развивать слуховое внимание, логическое мышление ребенка.

Непоседа птица эта -
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)
***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
***
Символ мира – это он.
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)
***
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -. (воробей)
***
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
***
Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)

Подвижные игры с речевым сопровождение – одни из самых любимых игр детей младшего дошкольного возраста. В своей работе я использовала экологическую подвижную игру с речевым сопровождением «Птички».
Цель игры: упражнять детей в беге, развивать умение двигаться в соответствии с текстом, развивать внимание, ловкость.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Дидактические игры экологического содержания используются мной на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулок, особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, а также при реализации программы кружковой работы экологической направленности для детей группы младшего дошкольного возраста.