To main content
Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Январь 2021
Шахнович Елена Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ «Зырянский детский сад»
Томская область, с. Зырянское
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех приветствовать на моем мастер-классе, который будет посвящен дидактическим играм и экологии!
Тема моего мастер – класса Дидактическая игра – как средство экологического воспитания дошкольников. Целью которого является дать практические знания об использовании дидактических игр по экологии, а также распространение педагогического опыта. Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме – экологическое воспитание, а также педагог, использующий в своей работе дидактические игры и пособия, найдет для себя что – то новое.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Это и обусловило выбор моей темы по самообразованию: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра имеет две цели: одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Экологические Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
·           - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
·           - настольные печатные игры;
·           - словесные игры.
А также игры – занятия, подвижные и малоподвижные игры экологического характера, творческие игры.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько дидактических экологических игр, которые я использовала в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках экологического проекта «Зимующие птицы нашего края».
Многие методические рекомендации по проведению эколог. игр являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений о теме проекта в разных образовательных областях.
Первая игра, которую я бы хотела вам представить – это настольно – печатная дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Собери картинку».
Цель игры: формировать умение детей младшего дошкольного возраста выделять форму предмета, помогать правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
Материал игры: парные картинки с изображением зимующих птиц (целую (образец) и произвольно разрезанную).
Ход игры: перед ребенком раскладываются разрезанные изображения зимующих. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно. После выполнения задания, педагог проверяет правильность составления изображения, хвалит за правильно выполненное задание.
Примечание: целую, и разрезанную карточки предварительно ламинируйте плотной прозрачной лентой для продления эксплуатационного срока.


Также мной была изготовлена еще настольно – печатная экологическая игра «Угощение для птиц».
Цель игры: закрепить знания детей о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.
Материал игры: карточки с изображением зимующих птиц, а также карточки с изображением корма для птиц.
Ход игры: на столе перед детьми размещены картинки с изображением зимующих птиц, также лежат карточки с изображением корма для этих птиц. Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему картинку с изображением корма и говорит: какую птицу каким кормом он угостит.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» знаменита среди детей. Эту игру любят и взрослые и дети, ее можно использовать в индивидуальной работе с ребенком, а также с группой детей.
Цель игры: развивать слуховое внимание, логическое мышление ребенка.

Непоседа птица эта -
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)
***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
***
Символ мира – это он.
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)
***
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -. (воробей)
***
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
***
Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)

Подвижные игры с речевым сопровождение – одни из самых любимых игр детей младшего дошкольного возраста. В своей работе я использовала экологическую подвижную игру с речевым сопровождением «Птички».
Цель игры: упражнять детей в беге, развивать умение двигаться в соответствии с текстом, развивать внимание, ловкость.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Дидактические игры экологического содержания используются мной на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулок, особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, а также при реализации программы кружковой работы экологической направленности для детей группы младшего дошкольного возраста.