Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГБУДО «БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Январь 2021
Черных Светлана Александровна,
заместитель директора, педагог-организатор,
Мищенко Марина Геннадьевна,
педагог-психолог, педагог дополнительного образования,
Манойленко Елена Михайловна,
методист, педагог дополнительного образования,
ГБУДО «БелОДДТ»,
г. Белгород
Оценка качества образования и эффективности функционирования образовательной организации осуществляется за счёт экспертов. Кто такие эксперты, и какие функции они выполняют, мы рассмотрим в данной статье.
Как известно, экспертиза осуществляется в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, на уровне специального профессионального образования и т.д. Экспертиза призвана способствовать повышению качества образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности и основывается на следующих нормативно-правовых документах и программах:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
Современные научные исследования в области экспертной деятельности нормативно-правовыми аспектами опираются также и на Концепцию развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, а также на Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
В данных документах отображена экспертная деятельность по оценке качества образования всеми субъектами психолого-педагогического процесса. Так, в Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, речь идёт о том, что «изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учётом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ».
Одной из особенностей экспертной деятельности в образовательных учреждениях является правомерная оценка эффективности функционирования учреждения. Правомерная оценка будет только тогда эффективна, когда её будут осуществлять педагоги и методисты, знающие правила преподавания педагогики, и педагоги-психологи, в функцию которых входит экспертная деятельность.
Психолог-эксперт – это тот человек, который отвечает на сформулированный практический вопрос. Например, пригоден ли человек к выполнению определенной деятельности. Основной функцией психолога-эксперта в организации является получение на основании практических исследований (психологических тестов, личных наблюдений) специальных психологических знаний и методов исследования факторов.
Психологическая экспертиза, на первый взгляд, похожа на психологическое консультирование, потому что поступает запрос, а затем следует ответ. Однако это совсем разные понятия. Основное отличие психологической экспертизы заключается в том, что полученные в ходе исследования данные не сравниваются с какой-либо другой информацией, не приравниваются к норме. «Экспертиза максимально объективная, принципиальна и критична к образовательной реальности, что позволяет получить реальное представление о действительности, обнаружить скрытые недочёты и проблемы, снижающие эффективность деятельности».
Педагогами и методистами в образовательных учреждениях также ведётся экспертная деятельность, которая проявляется в оценке разработанных программ, в оценке методов и способов преподавания и преподнесения той или иной информации для обучающихся.
На сайте Белгородского областного Дворца детского творчества во вкладке «Сведения о Дворце» в разделе «Образование» представлен перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, прошедших экспертизу по качеству образовательной деятельности на уровне учреждения.
Для того чтобы процесс экспертизы был эффективным, наша образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, в котором отображены основные критерии оценки и требования к тому или иному процессу оценочной деятельности.
Педагог-психолог в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» также тесно сотрудничает с педагогами и методистами, в том числе и в сфере экспертной деятельности. Объектом экспертизы (оценки) выступает педагогическая работа, занятие обучающихся, разработанная дополнительная общеобразовательная программа, в частности для детей с особыми образовательными потребностями, удовлетворенность родителей качеством образования и т.д. В данном случае экспертов интересует сам процесс деятельности, его изменения относительно имеющихся результатов (если программа рассчитана на 2 или 3 года обучения), изменения в области управления образовательным процессом, эффективность и полнота методов, используемых на занятиях педагогами.
Оценочная деятельность осуществляется и родителями обучающихся. Они самостоятельно могу выбирать занятия для своих детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребёнка и его способностями. Сделать правильный выбор им помогает информация на сайте Белгородского областного Дворца детского творчества, где есть аннотации к каждой программе, а также имеются ссылки на программу каждого творческого объединения с выходом в Навигатор дополнительного образования. Родители по собственному опыту оценивают представленные там программы, чем помогают другим родителям в выборе наиболее качественных занятий. С другой стороны, на основании таких отзывов учреждение получает обратную связь об уровне работы преподавателей и удовлетворенности родителей.
Таким образом, благодаря взаимодействию всех участников образовательного процесса: учителей, педагогов, психологов и родителей, происходит оценка качества образования и эффективности функционирования образовательной организации, на основании которой осуществляется оснащение дополнительного образования Белгородского областного Дворца детского творчества совершенным программно-методическим обеспечением, улучшается качество предоставляемых услуг, повышается эффективность образовательного процесса.