Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Январь 2021
Еськина Валентина Геннадьевна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ с. Курумоч СП «Детский сад «Белочка»
Самарская область, Волжский район, с. Курумоч
Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного образования. Она таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое). Данный тип игр, осуществляя закрепление и расширение математических знаний, ориентируется на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком.
Организуя дидактические игры с математическим содержанием педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения:
1 Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту в игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игры?
2 Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру.
3 Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4 Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5 На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз?
6 Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7 Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу?
8 Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
9 Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др.)?
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Дошкольный возраст играет важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В своей работе воспитатели укрепляют и развивают познавательные интересы дошкольников. Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет воспитателям сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, и способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию.