Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Абдуллин Марат Махмутович,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ;
Республика Татарстан, г. Нижнекамск
магистрант ФГБОУ ВО «КазГИК»
Республика Татарстан, г. Казань
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического мастерства режиссера любительского театра, роль руководителя в любительском театральном коллективе, главные педагогические особенности руководителя любительского театра, его отличительные качества в профессиональной деятельности в сравнении с профессиональным театральным коллективом, а также специфика его работы в целом.
Ключевые слова: театр, любительский театр, художественное творчество, педагог, руководитель, режиссер, актер-любитель, педагогическая деятельность, коллектив, самодеятельность, профессия.
В нашем мире огромное количество профессий. Отдельное место среди них занимают профессии, которые относятся к социально-педагогической деятельности. Роль объекта такого рода вида деятельности выполняет человек. Педагогическая деятельность – явление очень многоплановое. Не является в исключением и такая профессия как театральный педагог, а именно руководитель любительского театрального коллектива.
Спецификой деятельности руководителя любительского театрального коллектива выступают особенности организационной работы и педагогического процесса. Они исходят от того, что вся работа складывается в свободное от работы или учебы время, где основополагающим инструментом выступает художественное творчество, а также театральное искусство в целом. Каковы главные педагогические особенности руководителя любительского театра? Что должно быть свойственно ему как руководителю, педагогу? Что может отличать его профессиональную деятельность от других творческих и педагогических специальностей?
Главная отличительная особенность любительского театрального коллектива ­– добровольное, личное желание участника стать частью творческого механизма под названием «театр». Важная отличительная особенность педагога, режиссера-руководителя коллектива в том, что он создает внутри коллектива не трудовую, а любительскую деятельность, которая не подтверждается законами и не подчиняется трудовым закономерностям. Имея багаж знаний, благодаря своим педагогам-учителям и личному опыту, задача руководителя состоит в том, чтобы помочь своим подопечным раскрыть талант, снять зажим, избавить от страха на сцене перед зрителями, стеснительности, научить правильно дышать и пользоваться дыхательным аппаратом, поставить голос и научить правильной подаче голоса слушателю-зрителю.
В первую очередь руководитель должен научиться владеть организаторскими способностями. Без методов организационной работы трудно будет добиться поставленных целей и рассчитывать на какой-либо успех. Для того чтобы выполнить определенные задачи, поставленные перед собой, руководителю любительского театра нужен объект внимания и воспитания каким является коллектив. Это участники, которые объедены общим интересом, жаждущие постичь театральное искусство. Чаще всего руководитель сам создает такой коллектив.
Придя в любительский коллектив участники с интересом отнесется к предстоящей работе. Каждый ждет для себя чего-то нового, увлекательного. Как известно, придя в коллектив, участники либо мало знакомы, либо совсем не знакомы друг с другом. Для этого и нужен руководитель. который проявив лидерские качества, должен создать благоприятную среду для знакомства. Нужно дать возможность участникам вновь созданного объеденения оглядеться, познакомиться, почувствовать себя членами дружного и слаженного коллектива.
Важно привлечь внимание участников, установить дисциплину, т.е. ответственное отношение к выполнению заданий руководителя, проявлять уважение по отношению к другим, соблюдать требования коллективной творческой работы.
Одна из главных особенностей театрального искусства– коллективность. В любом коллективе, каждый его участник несет ответственность за общее дело. Участник должен обладать такими качествами как умение организовать себя, внимательность по отношению к партнерам по группе, чуткость, умение не мешать участникам, не загораживать друг друга, не мешать друг другу на сцене, умение выслушать мнение каждого и т.д.
В своей работе «Репетиции... Репетиции... Репетиции...»
Корогодский З.Я. при рассмотрении умений режиссера, главное внимание уделяет на организаторские способности. Действительно, умение организовать коллектив, чуть ли не важнейшее умение, которым должен владеть режиссер любого театра, как профессионального так и любительского в целом. По его словам, стоит уделить нужное внимание каждому участнику, пробудив в нем какую-либо инициативу, завлечь всех участников в игру, подключая каждого в общее дело [3, с. 94].
Ни для кого не секрет, что у каждого педагога есть своя индивидуальность, своя специфика работы с коллективом. Для организации театрального коллектива, особенно любительского, где участниками становятся самодеятельные актеры, которые за свою деятельность не получают заработную плату, а удовлетворяют свои потребности через некое самовыражение, любовь к художественному творчеству. Любительский коллектив нельзя создать в приказном порядке. При наборе участников в театральный коллектив, важным условием является заинтересованность участников этим, увлечение театральным делом, быть на одной волне с режиссером-руководителем, не стоит и исключать то, что участниками коллектива становятся те самые актеры, пришедшие в той или иной коллектив благодаря симпатии к данному руководителю. Для каждого участника любительского театра личное общение с его руководителем очень важно, так как для них руководитель в процессе работы становится не только режиссером, но также другом, психологом, вдохновителем, наставником, идеологом, лидером, организатором.
Руководитель постоянно должен вести беседы, как на профессиональные театральные темы так и о злободневных проблемах повседневности. Он всегда должен быть «на пол-уха» впереди своих подопечных. Ведь он как психолог, должен находить ключи к самым сложным ситуациям, для поддержания в группе творческого потенциала. Ему необходимо знать все особенности сценического действия, так как неясность в этом исходном моменте приводит часто к серьезным педагогическим ошибкам [1, с. 17].
Как идеолог, он определяет идейную направленность жизни коллектива, результатов его творческого труда, воздействия процесса творчества на мировоззрение своих коллег по объединению. У него нет административных функций, которыми наделен режиссер профессионального театра или художественный руководитель профессионального коллектива, скажем, для формирования репертуара. Театральный коллектив вправе выбрать именно ту пьесу, которая волнует всех участников.
Как организатор, он обеспечивает рациональную структуру творческого любительского коллектива, непрерывный рост мастерства всех его членов.
Нужно действовать на сцене логично, продуктивно, целенаправленно. Для начала, чтобы сделать какое-то действие, человек начинает думать, как он это может сделать, и как он будет действовать в ту или иную ситуацию. Осознать цель своего действия и принять правильное решение – самые важные этапы волевого действия, как в жизни, так и на сцене. Главным является исполнение решения.
Великий реформатор К.С. Станиславский в своих работах подчеркивает неразрывную связь психофизической природы действия, указывает в этой связке на важную роль физического действия. По его мнению и рассуждению: «Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить – значить действовать…» [5, с. 92]. Творческий процесс постижения действием как один из особенностей театрального искусства предоставляет возможность поддерживать развитие участников любительского коллектива, формированию личностных качеств, которые могут пригодиться в любой сфере, особенно в любительской театральной деятельности.
Профессиональная задача актера – творческое постижение выразительных средств театрального творчества. Для участников любительского театра выполнение и постановка таких задач имеет общепедагогическое значение, а сам процесс доступного творческого постижения действием – средства развития качеств творческой личности.
Руководитель должен помочь участникам действовать в сценических условиях, раскрывать образы и содержание всей пьесы в партнерском взаимодействии, развивая тем самым сперва природные способности исполнителей - эмоциональный отклик на художественный вымысел, активное включение в жизнь героев с помощью воображения, ставя себя в положение вымышленных героев. Он должен помогать участникам найти в знакомом и привычном им какой-то ситуации и действия, что-то совсем новое, которое не было замечено ранее; подвести к тому, что подлинным поведением на сцене является жизнь. Ему стоит обратить особое внимание на развитие у участников умения воздействовать друг на друга текстом роли, словом, имея перед собой некую цель и намерение исполняемого героя.
Роль руководителя при организации коллектива огромна. Прежде чем приступить к созданию чего-либо он должен найти ту самую атмосферу обоюдного признания и взаимодоверия внутри коллектива, т.е. способ дальнейшего существования творческого объединения.
Одна из главных особенностей руководителя – проявление страстного отношения к своему делу, азартность своей работой, влюбленность в своих участников коллектива, склонность к своей деятельности, интерес к своему репертуару – это все, как не странно, находит отражение в коллективе, заражает их. Должен относится к своему делу осознанно требовательно, имея четко поставленные перед собой цели и задачи, которые будет непременно четко выполнять в своей творческой деятельности.
Выступая руководителем народного или любительского театрального коллектива руководитель становится универсальным солдатом. Куда вбирает в это слово и режиссера, и профессионального педагога, идейного вдохновителя, надежного организатора, главного и примерного лидера, коллективного психолога, а также и организатора всего процесса в целом. Самое главное, для участников коллектива стать лидером, на которого будут равняться.
Для выполнения выше перечисленных функций руководитель должен не только иметь природный дар, но и профессиональные знания, которые в дальнейшем нужно прорабатывать и постоянно тем самым пополнять и обновлять свой организаторский и профессиональный багаж.
Парыгин Б.Д. в своей психологической работе «Социальная психология проблемы методологии, истории и теории» рассуждает о том, какие качества должны быть и отличать руководителя коллектива. Он пишет, что его должны отличать такие качества как простота, ответственность, любовь к своему делу, честность, скромность… Только такой руководитель сможет руководить и повести за собой коллектив, поставив перед собой не досягаемые цели и задачи, но в конечном итоге прекрасно добившись нужного результата [4, с. 485].
В ходе исследования данной проблемы, хочется обратиться к А.С. Каргину, который в своих работах смог сформулировать некоторые принципы, на которые должен опираться и следовать им руководитель самодеятельного коллектива в своей творческой деятельности [2, с. 194].
Исходя из выше сказанного следует отметить. что руководителю не стоит делать и напоминать замечания участникам, которые они уже успели исправить в ходе работы. Необходимо дать возможность участнику творческого коллектива проявить себя, не вмешиваться в их разговоры или действия, пусть попытаются решить ту или иную задачу самостоятельно. Главная особенность при работе в коллективе обращать внимание на разговорную речь. Руководителю стоит чаще употреблять и говорить «мы», ведь перед вами коллектив и стоит принять поговорку «один за всех и все за одного» правилом работы в коллективе. Попытаться убрать с речи слова «я», «мое», «твое» и т.д.
При психолого-педагогическом подходе к работе руководитель самодеятельного театрального коллектива не должен ставить в неудобное положение участников своими профессиональными знаниями и опытом, чаще всего в коллективе актеры-любители, и им может стать не комфортно то, что они не знают или не понимают о чем вы говорите. В данном случае нужно попытаться вместе разобраться и объясниться с терминологией, если нет другого способа истолкования ваших действий. Необходимо уметь выслушать каждого участника коллектива, найти с ним общий язык, поговорить - один из главных успехов руководителя.
Нужно следовать и помнить о принципе «от простого к сложному». Он помогает участникам вначале осваивать простейшие наиболее доступные им задачи: действовать в роли от себя, учитывая лишь простейшие условия вымысла, в которых должен действовать по пьесе тот или иной персонаж.
Чтобы добиться успеха в своей работе руководителю необходимо научиться говорить слова благодарности за труд участников коллектива, ведь они ходят по собственному желанию и тратят на это свое личное время. Уметь вовремя подсказать, помочь участнику, убедить, если нужно наказать, быть на один шаг впереди своих исполнителей, в нужное время поощрить по заслугам – успех хорошего руководителя.
Для того чтобы участнику все нравилось и чтобы он как можно дольше был в составе созданного коллектива, нужно хорошее отношение к нему и в первую очередь это уважение. Уважать – значит любить, поддерживать, помогать.
Таким образом руководитель любительского театрального коллектива должен быть творческим человеком, большим профессионалом своего дела, умеющим увлечь и удержать людей в коллективе, истинным педагогом и психологом, уважительно относящимся ко всем участникам труппы, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Литература:
1.         Андрейчук В.А. Организация и руководство любительским театральным коллективом. — Москва: ВЦХТ, 2016. — 157 с.
2.         Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб. пособие для культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. – Москва: Просвещение, 1984. – 222 с.
3.         Корогодский З.Я. Репетиции... Репетиции... Репетиции... Библиотечка “В помощь художественной самодеятельности”, 1978. – 109 с.
4.         Парыгин Б.Д. Социальная психология… – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, С.Петербург, 1999. – 592 с.
5.         Станиславский К.С. Сбор.соч. т 3. Работа актера над собой, 2015г. – 474 с.
Январь 2021