Конференции

    ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

    Январь 2021
    Арефьева Юлия Васильевна,
    учитель начальных классов,
    МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»,
    с. Татарское Бурнашево
    Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.
    «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
    Качество современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.
    Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является формирование ключевых компетенций учащихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности. Умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.
    (2 слайд) Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
    Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
    (3 слайд) Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.
    В результате изучения всех предметов у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.
    В широком значении термин «универсальные учебные действия» (4-5 с.)
    - означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта и формирования основных учебных компетенций:
    - вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);
    - разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);
    - при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
    Цель моей педагогической деятельности тесно связана с формированием творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:
    1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
    2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
    3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
    Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?
    (6 слайд) Начну с того, что 7 год работаю по методическому комплекту «Перспектива». Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой.
    Учебный комплект полностью соответствует реализации ФГОС.
    Регулятивные УУД начинают формироваться с первых уроков.
    Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника.
    Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.
    Материал учебников представлен по разделам, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.
    Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу,
    выстраивать план действия для её последующего решения.
    Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.
    Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.
    Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.
    Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность.
    (7 слайд) Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.
    Следовательно, формируется еще один вид УУД – коммуникативный.
    У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.
    Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе. В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение, формируется речевое развитие, речевое общение. Тем самым осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
    Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.
    Регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД.
    Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии. (8 слайд)
    На своих уроках я часто использую следующие технологии:
    1 класс
    -технология системно-деятельностного подхода;
    -игровая технология
    -технология проектов;
    2 класс
    Добавляется:
    - технология проблемного обучения;
    3-4 класс -
    -технология исследовательской деятельности;
    Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. Урок математики, 2 класс, тема урока «Угол. Виды углов».
    После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.
    Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.
    Учащимся был предложен следующий план действия:
    1.         Возьмите квадрат.
    2.         Сложите его по диагонали.
    3.         При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?
    4.         Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?
    5.         Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.
    Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни. а уроках математики при решении задач обучающиеся систематически обсуждают ход решения задачи и формируют алгоритм выполнения задания.
    В сфере познавательных УУД учатся воспринимать и анализировать тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
    На уроке литературного чтения после прочтения отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» о желании старухи стать вольной царицей возможны вопросы:
    – Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?
    – Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?
    – Как изменилось поведение старухи?
    – Что меняется на море?
    – Кем захотела теперь быть старуха?
    – Почему это желание старухи испугало старика?
    Развивается умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.
    Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
    Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
    Василий Александрович Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.
    Список литературы:
    1.         Асмолова А.Г., Бумерская Г.В., Володарская И.А.; под ред.А.Г.Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
    2.         Болтаева Г.С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 406–409.
    3.         Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ в редакции на 01.09.2015г. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2016. — 192 с.
    4.         Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал / А. В. Хуторской. – 2012, № 1. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.