Высшая школа делового администрирования
Конференции

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР – РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В КЛАССЕ ВОКАЛА

Январь 2021
Пименов Игорь Олегович,
концертмейстер,
ГБОУ СОШ № 8 «Музыка»
Санкт-Петербург
На пути к высотам вокального мастерства перед маленьким музыкантом стоит множество открытий и препятствий. Но, к счастью, если он задался целью постичь высоты классического искусства, он на этом пути не один. Вместе с ребенком этот трудный путь предстоит пройти его педагогу, концертмейстеру и, конечно, родителям. Но, поскольку педагог не стоит с учеником на сцене, а концертмейстер сопровождает ученика на концертах, конкурсах (основных мероприятиях, оценивающих творческий и профессиональный рост выступающего ученика), то роль концертмейстера становится особо важной. Помимо выступлений концертмейстер проходит со своим подопечным все стадии разучивания произведения, наблюдает и переживает рост ученика. В результате этого он в какой-то мере становится продолжением самого ученика как человека и, естественно, растет вместе с ростом уровня владения голосом молодого певца и расширением багажа полученных знаний.
В данной работе я хочу рассмотреть вопрос об участии концертмейстера в становлении ученика по вокалу через анализ роли концертмейстера и его ответственности. Подразумевая ответственность как итоговый критерий оценки успеха или поражения ученика, я разделил данную работу на следующие разделы:
- ответственность перед учеником;
- ответственность перед педагогом по вокалу;
- ответственность перед самим собой;
- ответственность перед образовательным учреждением.
Рассмотрим, какие задачи и обязанности возникают у концертмейстера перед учеником.
Развитие вокальных способностей ученика связано со многими факторами:
- его трудоспособностью в области данного искусства;
- заинтересованностью в течение возрастного периода и учебного года;
- его профессиональными планами на вокальной стезе.
Трудоспособность во многом зависит от общей занятости ученика: его нагрузки по общеобразовательным предметам, занятости дома в семье, загруженности непосредственно вокальными занятиями.
Занятость может быть по собственному желанию (увлечения, пристрастия личного характера), а также навязанная кем-то: дополнительными заданиями в школе, друзьями и даже недругами.
Общешкольная результативность может оказывать различное воздействие на качество работы на уроке вокала.
Успешность по общеобразовательному предмету может как подталкивать к новым достижениям, так и оправдывать недостаточное стремление к развитию. Мы можем услышать следующее:" У меня по математике отлично, а здесь еще неизвестно, что будет дальше, не отвлечет ли это меня от успехов по математике" («Лучше синица в руках…»). Может быть обратная ситуация: "Физика мне не по плечу, возможно, здесь я смогу проявить себя". Также, эффект посредственного состояния дел в общеобразовательных дисциплинах может выразиться в сомнениях: "А с чего вдруг здесь всё получится?".
Огромную роль в формировании личности ребенка играет семья.
Большая семья (и не только братья и сестры), домашнее животное (собака, например) может выработать как выносливость, так и общую усталость от всего окружающего. Ребенок может быть единственным, средним, младшим, одновозрастным и старшим. Его взаимоотношения в семье могут выражаться в подражании, сопротивлении и соревновательности в творческих делах. Срабатывает тот же алгоритм: я докажу, я обгоню, я не провалюсь, я буду делать назло, я покажу пример. Ребенок может подтверждать свою значимость как среди братьев и сестер, так и родителей, бабушек и дедушек.
Особенно интересны дети и подростки со скрытыми или ещё пока не классифицируемыми увлечениями. Они могут ориентироваться на где-то увиденный успешный пример (друзья, одноклассники, соцсети, художественные и мультипликационные фильмы, книги, услышанные рассказы и т.д.) Подражание этому примеру может быть как существенным стимулом достичь увиденное (и хорошо, если это изучаемая в данный момент тема), так и наоборот отвлекать от собственных усилий в выполнении домашнего задания по вокалу.
Досуговая занятость: физические и творческие задания. Хорошо, если она перекликается с деятельностью по вокалу. В любом случае, это - драгоценное время для ребенка.
Помощь другу и скрытая недоброжелательная позиция друзей «с камушком за пазухой» тоже отнимает время.
Значимым в развитии ученика является количество произведений, находящихся одновременно в работе, и уровень их сложности для ребенка.
Произведения могут иметь разные критерии трудности: технические, ментальные, художественные. Понимание этих критериев самим учеником поможет ребенку развиваться в будущем.
Задача концертмейстера как раз и заключается в том, чтобы помочь обучающемуся в работе над произведениями различного уровня сложности.
Каждое занятие с обучающимся должно стать для всех участников образовательного процесса «кирпичиком» большого творческого развития.
Насколько музыка красива своей технической и чувственной сложностью; какие использованы музыкальные средства; в чем выражается замысел композитора; как этот замысел будет осмыслен самим учеником, а также концертмейстером. Важен сиюминутный художественный высокий результат, понимание концертмейстером того, что хотят выразить ученик и преподаватель, предугадывание музыкальных и исполнительских задач и приемов. Причем, всё это должно быть исполнено в неразрывной связи с замыслом самого композитора, его стилем и эпохой написания произведения. Концертмейстер обязан помочь сделать каждый момент урока маленькой победой ученика и учителя на пути к высокой творческой композиторской задаче, показать искусство «в себе, а не наоборот» (Святослав Рихтер).
Особую важность имеет сам процесс подготовки учащегося и концертмейстера к конкурсам и концертным выступлениям. Необходимо дозировать занятость в конкурсах и мероприятиях по вокалу. Важно расставить правильно мыслительные приоритеты и объяснить, что конкурс - это процесс, который в любом случае необходим для развития молодого певца и, независимо от того, положительны или негативны его результаты, приводит ученика к новому этапу его пути в искусстве пения.
Чтобы подробнее рассмотреть понятие ответственности, необходимо озвучить ещё одну категорию, которая в нем содержится это - профессионализм. И здесь снова нужно вернуться к рассмотрению этого понятия с четырех сторон: педагог, концертмейстер, ученик, учреждение.
Если мы возьмем педагога, то в нем важен уровень профессионализма, стремление развивать молодое поколение, трудовая нагрузка в целом (количество учеников, мероприятия, где задействованы ученики по вокалу), желание внести через ученика свою лепту в данную область творческой деятельности.
Профессионализм - тема глубокая и много затрагивает различных аспектов. Что считать профессионализмом? Только диплом; трудовой стаж, личные достижения на конкурсах и фестивалях, или только достижения в этих категориях его учеников, написанные работы по соответствующей тематике, работу в музыкальном учреждении начального, среднего специального звена, или только высшие учебные заведения, признание со стороны коллег, или только уважение со стороны учеников?
Наверное, надо рассматривать всё в целом. Для концертмейстера, на мой взгляд, важно знать, какие из вышеперечисленных категорий ставит на первый план сам преподаватель по вокалу.
Необходимо общение педагога и концертмейстера между собой по этим вопросам. Важны дискуссии и, в первую очередь, примеры из личной практики. Прочитанный материал тоже играет большую роль, если концертмейстер и преподаватель по вокалу считают его правильным и освоили его на себе. Немаловажная вещь - психофизическое состояние педагога по вокалу и его настроение. Конечно, нельзя быть рабом этого, а тем более сиюминутным, но учитывать необходимо. На мой взгляд, капитан на корабле должен быть один, но и боцман или штурман тоже один.
Для учреждения: имеет школа специализированное или общее направление в обучении, количество педагогов на данном отделении, а также количество обучающихся на данном отделении. Причем, нужно учитывать, что программа вокала не существует самостоятельно по возрастным и другим категориям. Участие школы в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, различного масштаба и его результативность.
Концертмейстер оценивается по профессионально пройденному репертуару в среднем специальном (училище, колледже) и высшем (консерватория, университет искусств) учебном заведении соответственно, по стажу работы в конкретном учебном учреждении, по общему непрерывному стажу концертмейстера в данной деятельности.
Учитывается, какую подготовку провели концертмейстер с педагогом, и какую концертмейстерскую работу провел сам концертмейстер к экзаменам, конкурсам и концертной деятельности в соответствии с возрастом и уже приобретенными навыками у обучающихся.
Плотность занятости концертмейстера - тоже проявление отношения концертмейстера к собственной деятельности. В большей степени концертмейстер имеет нагрузку, превышающую часовой стандарт (1,5-2 ставки, иногда даже 3). Что же влечет за собой рост объёма нагрузки самого концертмейстера?
Большая нагрузка, естественно, это - опыт. Опыт игры различного репертуара, опыт взаимодействия с различными педагогами и детьми. Опыт каждодневной результативности учеников и их выступлений на важных мероприятиях, академических концертах и зачетах. Это положительная сторона большой нагрузки у концертмейстера.
Но, в то же время, такая нагрузка вызывает трудность в создании выверенной концепции, поскольку здесь все решает время, уделенное работе с репертуаром и конкретным учеником.
Средняя занятость концертмейстера позволяет более спокойно подойти к выступлению. Есть время подробнее изучить нюансы произведения, обговорить их с педагогом и учеником.
Для ученика каждое занятие - это каждый раз новый опыт и новое знание о том, что такое профессионал в области вокала. Он складывает свое мнение о профессии, через профессионализм педагога и концертмейстера. Конечно, его суждения в той или иной мере поверхностны, но они накапливаются. И от того, что сделают педагог, концертмейстер и сам ученик, зависит результат совместных усилий. Безусловно важно, насколько ученик сам изначально хочет заниматься профессионально вокалом, пусть и не представляя дальнейших трудностей. Кроме того, нельзя забывать мнение родителей ученика о профессии.
Ответственность концертмейстера перед педагогом выражается в его сотрудничестве с идеалами педагога. Это, в первую очередь, понимание творческих и художественных представлений педагога об искусстве, понимание его методики воспитания молодого музыканта. Знание концертмейстером общих технических приемов и упражнений, которые применяет педагог. Также, роль концертмейстера проявляется в умении напомнить ученику в отсутствии педагога те принципы освоения музыкального материала, которые дал сам педагог.
Ответственность (обязанность) концертмейстера перед учреждением, в первую очередь, отражается в сдаче зачетов и экзаменов учеником, поскольку каждый годовой экзамен способен продемонстрировать уровень работы вокального отдела.
Выпускной экзамен, проведенный отделом, выявляет состояние работы школы на данный период. Выпускной экзамен даст понять, может ли выпускник стать абитуриентом и в дальнейшем студентом среднего или высшего учебного заведения. Поэтому подготовка экзаменационной программы особенно трудна и важна. Здесь в особенности проявляются концертмейстерские способности: как подготавливалась программа, какие черты исполнительства учеником воспитались и были восприняты. Существует большая разница в ощущении психических и мировоззренческих представлений в сдаче экзамена в школе и в том учреждении, куда поступает музыкант. От того, каковы выпускники, в будущем абитуриенты и студенты, зависит рейтинг школы для поступающих в эту школу детей и, конечно, их родителей.
Проявление ответственности концертмейстера перед самим собой, педагогом и учеником проявляется, несомненно, во время подготовки и непосредственного выступления на конкурсах и фестивалях. Через конкурсное выступление ученика, демонстрируется уровень и продуктивность работы школы на отделении по вокалу. Концертмейстеру нельзя забывать и об этом.
Ответственность концертмейстера выражается в творческой дружбе с юным музыкантом. Он должен помочь в преодолении трудностей в изучении и осмыслении музыкального произведения, основной мелодической и художественной мысли. Создать обстановку для желания ученика развиваться и творить в будущем, сделать каждое репетиционное занятие максимально результативным.
Знание всех вышеперечисленных факторов и стремление ответственно относиться к своей миссии позволит концертмейстеру выявить собственные недостатки, оценить свою результативность, понять, как и в какую сторону двигаться для дальнейшего роста или, как минимум, сохранить нужный уровень собственного мастерства.
Список литературы:
1. Концертмейстерский класс: Метод. разработка по курсу / Моск. ин-т культуры. Сост. Курасова Т. И., Норинская Л. Д. - М., 1993. - 44 с.
2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.: Музгиз, 1961. - 72 с.
3. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы. - Л.: Музыка, 1972.
4. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. Пер. с англ. - М., Радуга, 1987.
5. О работе концертмейстера / Моск. конс., ред.-сост. Смирнов. - М.: Музыка, 1974. – 159 с.
6. Шендерович Е. М. Развивать камерное пение // С.М., 66/10
7. Крючков H. A., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л., 1961;
8. Люблинский A., Теория и практика аккомпанемента, (Л.), 1972