Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ

Январь 2021
Киселева Светлана Евгеньевна,
воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Искра Октября
Ключевые слова: эмоции, идентификация эмоциональных состояний, социально-эмоциональное развитие, дошкольный возраст.
Аннотация:
В статье рассматривается процесс формирования у дошкольников идентификации эмоциональных состояний. Приводятся подробные определения понятия «идентификация» в трактовке российских учёных. Описаны возможные социально-психологические контексты возникновения ситуаций эмоциональной идентификации детьми дошкольного возраста, сложности в их определении и возникающие в связи с этим ошибки. Определяющим фактором в определении эмоциональных состояний детьми 4-7 лет являются мимические выражения (сверху-вниз). В связи с этим в статье описывается шесть типов восприятия детьми эмоциональных состояний (радости, грусти, гнева, страха, удивления) и их взаимосвязь на каждом этапе.
Одним из ведущих приоритетов современного дошкольного образования является создание условий для социально-эмоционального развития детей. Успешность социальной адаптация ребенка к окружающему миру во многом зависит от развития его эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается в отечественной психологической науке как одна из составляющих общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из
фундаментальных внутренних факторов, определяющих его психическое здоровье. Именно период дошкольного детства является сензитивным для формирования эмоциональной сферы, когда функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям собственных отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Важно отметить, что только в условиях организации совместной деятельности взрослого и ребенка возможно структурировать эмоциональный мир ребенка, развить способности к распознаванию эмоций окружающих людей, самовыражению с помощью жестов, мимики, движений. Можно с уверенностью утверждать, что дети, имеющие к концу дошкольного детства прочный эмоциональный фундамент, обладают способностью предвосхищать, обсуждать эмоции и использовать знания о собственных эмоциях и эмоциях окружающих в различных социальных контекстах. В связи с этим развитие эмоциональной сферы ребенка, всех ее компонентов должно стать важным аспектом педагогической деятельности.
Одним из показателей развития эмоциональной сферы, ее когнитивной составляющей, является сформированность идентификации эмоциональных состояний.
Проблема идентификации эмоций является предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых: А.Д. Кошелевой, Т.Н. Малковой, Л.П. Стрелковой, А.М. Щетининой, Ю.А. Свенцицкой, П. Экмана, К. Изарда. В последнее десятилетие проводятся исследования под руководством Е.И. Изотовой, Е.М. Листик. В современной зарубежной психологии идентификация эмоций рассматривается в контексте обсуждения эмоционального интеллекта, который включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивацию. Развитый эмоциональный интеллект включает способность понимать причины и следствия собственных и чужих эмоциональных состояний.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и другие отечественные ученые указывали на то, что только согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [4].
Однако, современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащая их положительными впечатлениями. Кроме того, существующая на сегодняшний день позиция взрослых относительно сдерживания не только отрицательных эмоций, но и подавления непосредственных эмоциональных проявлений детей, недостаточное внимание к эмоциям как к проявлениям личности ребенка затрудняет развитие у детей способностей к самосознанию, распознаванию и пониманию эмоций окружающих, необходимых для успешной социальной адаптации.
В психологической науке идентификация в широком смысле может рассматриваться как:
-эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом;
-важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок;
-механизм межличностного восприятия, заключающийся в понимании и интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним [8, с.68].
В узком смысле термин «идентификация» употребляется в значении опознания чего-либо, кого-либо, как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, сравнения перцептивного описания объекта с хранящимися в памяти эталонами, в результате чего происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация. С этой точки зрения идентификация – вид перцептивных действий, а различение (распознавание) и узнавание (опознание) как процессы идентификации представляют собой различные формы восприятия [6,c.20].
Восприятие в психологии рассматривается как процесс построения
перцептивного образа (от лат, perceptio — восприятие), то есть организации воспринимаемого объекта в комплексе его свойств и качеств. Совокупность организованных признаков при восприятии эмоциональных состояний (мимика, пантомима, речь и др.) является предметом опознания - основой для определения модальности воспринимаемого эмоционального состояния и содержания наблюдаемого экспрессивного поведения.
Как справедливо указывала А. Д. Кошелева, «необходимо постоянно направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников» [7].
Идентификация в узком понимании относится к психологическим механизмам осуществления процессов восприятия и понимания эмоциональных состояний и определяется как сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания объекта в контексте обобщенных эмоциональных значений [5, с. 262].
Т. Н. Малковой были выделены три типа систематических ошибок опознания, обусловленных тем фактом, что каждое выражение лица имеет поле экспрессивных значений и может восприниматься как сходное с рядом других эмоций [1].
1. Ошибки, возникающие вследствие тождества ведущих признаков данного выражения и признаков другого выражения: например, при идентификации эмоций отвращения и сомнения.
2. Ошибки, возникающие вследствие сходства ведущих признаков данного выражения с признаками какого-либо другого выражения: например, эмоциональное состояние удивления может ошибочно идентифицироваться со страхом вследствие подобия мимических проявлений в области глаз и нижней части лица. Учитывая трудность идентификации данных эмоциональных состояний, укажем характерные для них мимические изменения. Так, паттерн страха включает следующие признаки: брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки приподняты так, что видна склера, а нижние веки приподняты и напряжены; рот раскрыт,
губы растянуты и напряжены. Для удивления характерны следующие из-менения: брови высоко подняты и округлены, горизонтальные морщины пересекают весь лоб; верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужкой видна склера: рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет.
3. Ошибки, детерминируемые признаками, не имеющими характера ведущих: в данном случае речь идет о сходстве или тождестве неведущих признаков экспрессии, так, например, горе может идентифицироваться со спокойствием, сомнением, отвращением, радостью.
Таким образом, точность идентификации выражения лица, изображенного на фотографии, зависит не только от модальности воспринимаемой экспрессии, но и от полноты мимических проявлений и их локализации.
Четыре основных методических варианта идентификации эмоций по лицевой экспрессии основываются на утверждении о том, что идентифицировать эмоцию - значит, по крайней мере частично, охарактеризовать ситуацию, воздействующую на индивида, предвосхитить возможные действия или возможную реакцию индивида, классифицировать состояние другого человека в терминах личного опыта и возможностей:
1) «принудительный» выбор одного названия из небольшого набора эмоциональных слов («стандартный метод»);
2) ранжирование каждого выражения по небольшому набору эмоциональных шкал;
3) предоставление участникам возможности создавать собственные обозначения для каждого выражения;
4) связывание выражений с небольшим набором коротких историй, каждая из которых описывает некое эмоциональное событие или ситуацию [6, c.24].
Таким образом, идентификация эмоциональных состояний как механизм их восприятия и понимания определяется как сопоставление
эмоционального объекта с эмоциональным эталоном. Идентификация эмоций окружающих обуславливается вниманием к чертам лица и обработкой относящихся к выражению эмоций черт лица, а также обработкой собственных эмоций. Каждая эмоция имеет свои ведущие признаки экспрессии, которые локализуются в верхней или нижней части лица.
Особенности восприятия эмоциональных состояний человека детьми дошкольного возраста изучались А. С. Золотняковой (1968), B. А. Лабунской (1976), Ю. А. Свенцицкой (1992), А. М. Щетининой (1984, 2004) и другими исследователями.
Особенности перцептивного образа человека в определенном эмоциональном состоянии зависят от того, какие экспрессивные признаки воспринимает ребенок, от степени дифференциации экспрессии, степени ее обобщенности, а также от выраженности эмоционального отношения к объекту восприятия. Это, в свою очередь, определяется как общими особенностями детского восприятия (глобальностью, целостностью, фрагментарностью и пр.), так и типом эталона выражения эмоции, который сложился у ребенка в процессе его жизнедеятельности.
По данным исследований А. М. Щетининой, дети при восприятии эмоционального состояния человека ориентируются первоначально на верхнюю часть лица (глаза, брови), затем - на нижнюю (рот, носогубная складка). С ее точки зрения, основой определения типов восприятия являются такие параметры, как:
- выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом;
- степень дифференцированности экспрессии;
- степень обобщенности экспрессии;
- степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
На основе вышеперечисленных параметров были выделены шесть типов восприятия детьми эмоциональных состояний (радости, грусти, гнева, страха, удивления).
Довербальный тип восприятия экспрессии. Эмоция не обозначается
словами, ее опознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («он, наверное, мультики смотрит»).
Диффузно-аморфный. Дети, называя эмоцию, воспринимают ее выражение поверхностно, так как эталон лицевых экспрессий еще не сформирован, его составляющие элементы не дифференцированы («он веселится», «так нарисовано»). У некоторых детей данный тип восприятия отличается эмоциональной окрашенностью отдельных изображений (экспрессивные реплики, действия).
Диффузно-локальный. Воспринимаемое выражение эмоции по-верхностно, дети выделяют единичный элемент экспрессии, проявляя эмоциональное отношение к различным состояниям изображенного человека.
Указанные типы восприятия свойственны детям среднего дошкольного возраста.
Аналитический. Эмоциональное состояние опознается благодаря выделению и вербализации экспрессивных признаков изображения (преимущественно выражения лица), что указывает на определенную степень сформированности эталонов экспрессии. При этом дети выражают сочувствие, сопереживание состоянию человека.
Синтетический. Восприятие эмоций целостное, элементы экспрессии выделяются в совокупности, при этом наиболее значимыми зонами лица в опознании эмоций являются область глаз и нижняя часть лица (мимическая складка рта). В ряде случаев дети проявляют эмоциональность при восприятии изображений.
Аналитико-синтетический. Дети выделяют элементы лицевой экспрессии и обобщают их. Данный тип восприятия характеризуется наличием эмоциональности.
Перечисленные типы восприятия экспрессии становятся ведущими у дошкольников 5-7 лет.
Восприятие эмоциональных состояний с возрастом совершенствуется: от довербального и диффузно-аморфного с элементами дифференциации единичных признаков экспрессии - к аналитико-синтетическому восприятию экспрессии с преобладанием анализа или синтеза. С возрастом увеличивается степень выраженности эмоциональной окрашенности восприятия.
Библиографический список
1. Барабанщиков, В.А., Малкова Т.Н. Идентификация [Текст] / В.А. Барабанщикова, Т.Н. Малкова //Вопросы психологии. - 1988. - № 5.
2. Белкина, В.Н., Карелина, И.О. Особенности развития восприятия, вербализации и понимания эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Белкина, И.О. Карелина // Костромской педагогический вестник, 2004.
3. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, И.М. Степина. [Текст]. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1997.
5. Изотова, Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004.
6. Карелина, И.О. Развитие когнитивного компонента эмоциональной сферы ребенка: практические аспекты: учебно-методическое пособие [Текст] / И.О. Карелина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 79 с.
7. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.Д. Кошелева. – М.: Академия, 2003.
8. Петровский, А.В. Психология. Словарь [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1990. - С. 68, 129 – 131, 251, 28