Высшая школа делового администрирования
Конференции

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ КРИТЕРИИ

Январь 2021
Филиппова Елена Николаевна,
старший воспитатель,
МАДОУ д/с «МАЯЧОК» д/с №170,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Контроль оценки качества образования в дошкольной образовательной организации - это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273.
Определение качества образования, было сформулировано учеными, просветителями, такими как В.И. Слободчиков, Р. Киплинг и др. Они определяли качество жизни ребенка, как качество нашего дошкольного образования. Так как ребенок проводит большую часть своей жизни в дошкольном учреждении, важно обеспечить его необходимым качеством, чтобы ребенок действительно полноценно развивался, чувствовал себя комфортно в обществе своих сверстников и учился с ними взаимодействовать в какой-то совместной деятельности.
В ФЗ «Об образовании в РФ» дано нормативное определение качества образования и определяется, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В связи с положениями Закона «Об образовании в РФ» качество дошкольного образования определено как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителе. Качество – это соответствие объекта установленным стандартам, нормам.
Нормы – это вот наши нормативные правовые акты. На федеральном уровне сформирована нормативно-правовая база системы оценки качества образования в которую входят:
·          ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
·          Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
·          Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
·          Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
·          Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
·          Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте, а также соответствие объекта стандарту удовлетворённости потребителей.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» систему оценки качества образования по отношению к любой образовательной организации, реализующие образовательные программы, можно разделить на две составляющие: внешняя система и внутренняя система оценки качества.
Внешняя система оценки качества – это оценка процессов, содержания и результатов, которые достигает дошкольная образовательная организация со стороны, из вне. К ней относится государственная оценка, которая заключается в процедуре лицензирования, аттестации педагогических кадров, процедуре инспектирования и контроля, через информационную открытость и через определенную процедуру мониторинга. А также, независимая оценка качества образования - оценка качества со стороны потребителя, т.е. тех людей, которые непосредственно получают образовательные услуги или заинтересованных в этом лиц (это самих обучающихся и их родителей). Ее проводят общественные организации, объединения родителей, которые по заданиям региональных министерств осуществляю сбор данных о деятельности образовательных организаций, беседуют с родителями, проводят анкетирование и согласно полученным им данным выстраивают рейтинг образовательных организаций по самым разным параметрам. Независимая оценка качества образования в данный момент только развивается, она находится в процессе становления.
Внутренняя система оценки качества - дошкольная организация самостоятельно оценивает качество происходящих в ней процессов, качество созданных условий и качество получаемого результата.
Построить внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования – это значит:
·                определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовывать данная система;
·                определить содержание в соответствии с поставленными задачами;
·                выбрать формы, методы ее проведения;
·                определить группы участников, которые будут осуществлять оценку качества дошкольного образования в ДОО;
·                распределить полномочия между ними;
·                установить порядок проведения ВСОКО (алгоритм действий), права и ответственность сторон.
Качество дошкольного образования определено в науке, педагогике как:
·           качество процесса, протекающего в педагогической системе «детский сад»;
·           качество условий, созданных для образования детей дошкольного возраста;
·           качество результатов дошкольного образования.
Качество образовательного процесса может быть оценено по следующим параметрам:
- качество образовательной программы, а также методик и технологий, применяемых в образовательном процессе, формы организации образовательного процесса;
- качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности). Т.е. насколько взрослый владеет методиками, которые соответствуют стандарту дошкольного образования, насколько разнообразно он организует образовательный процесс в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и насколько педагог умеет организовывать разнообразную детскую деятельность, в том числе самостоятельную детскую деятельность;
- оценка качества взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Качество условий, созданных для образования детей. Стандарт установил пять групп требований к условиям реализации основной образовательной программы:
·                Финансовые условия (финансовое обеспечение государственных гарантий);
·                Материально-технические условия (характеристика и оснащенность помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями);
·                Развивающая предметно-пространственная среда (материальная обстановка, соответствующая заданным характеристикам для реализации ООП);
·                Психолого-педагогические условия (личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, правильная атмосфера, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребенка);
·                Кадровые условия (должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала).
Качество результатов дошкольного образования. Оценивается динамика освоения детьми содержания образовательной программы. Необходимо отследить на сколько уровень развития ребенка изменился, каких результатов он достиг по отношению к самому себе полгода или год назад.
Законом «Об образовании в РФ» к компетенции самой образовательной организации отнесено, в том числе, проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы качества образования. При этом процедура самообследования является открытой, т.е. о результатах самообследования дошкольная образовательная организация в обязательном порядке в соответствии с законом оповещает и учредителя, и общественность.
В законе прописано, что образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования, заведующий дошкольной образовательной организации организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Задача руководителя – вовлечь в систему оценки качества образования весь педагогический коллектив. В соответствии с Уставом дошкольной образовательной организации должен быть разработан локальный акт детского сада «Положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации».
Вводная часть этого документа содержит нормативные основы разработки внутренней системы качества. Обязательно включаются документы федерального, регионального, а если есть и муниципального уровня.
После вводной части следует констатирующая, в которой описывается объект, субъект, методика, технология оценки качества, ее структурные элементы, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки. Описывается организация и технологии внутренней системы оценки качества, т.е. указывается, что является организационной основой, каким образом распределяются функции контроля между членами педагогического коллектива, о том, каким образом можно использовать информационные технологии для сбора, обработки, хранении и использования информации о системе оценки качества. Далее указываются общие принципы, подходы к организации системы оценки качества, описываются основные инструменты и методы.
По итогам анализа полученных данных готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОО, учредителя, родителей. Результаты ВСОКО являются основанием для принятия административных решений на уровне образовательной организации.
Следующее направление – это диагностика, она позволяет отслеживать результаты освоения ребенком программы. Результаты используются только для решения педагогических задач. Диагностика освоения ребенком программы– это внутренняя документация дошкольной организации. Процедура диагностики исключительно индивидуализирована. Результаты диагностики могут быть только достоянием педагога, который работает с данным конкретным ребенком, его родителей.
В соответствии с законом «Об образовании РФ» родители являются участниками образовательных отношений и при проектировании образовательной программы и планировании образовательного процесса нужно учитывать интересы и их запросы. Для этого между педагогами и родителями должны строиться партнёрские отношения.
Для построения таких отношений нужно узнать степень удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, ведь если родитель удовлетворён, то он будет активно взаимодействовать с детским садом. Оценка удовлетворённости родителей нужна, чтобы узнать, чем родитель не доволен и что нужно изменить в своей работе.
Оценку удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, следует проводить по следующим критериям:
·           Активность и вовлеченность родителей;
·           Заинтересованность;
·           Результативность образовательной деятельности;
·           Учёт потребностей и интересов родителей.
Активность и вовлеченность родителей говорит о том, что, если родитель удовлетворён работой ДОО, он будет участвовать в жизни детского сада. Проанализировать это можно по следующим параметрам:
·           активное участие в выставках и проектной деятельности ДОО;
·           помощь в организации мероприятий;
·           наличие совместных проектов;
·           высокая посещаемость мероприятий, организованных для родителей;
·      наличие инициативной группы родителей.
Заинтересованность родителей можно проследить через:
·           посещение детей детского сада без пропусков (только по уважительной причине);
·           посещение родителей мероприятий ДОО;
·           посещение сайта, наличие комментариев и отзывов;
·           знание штатных сотрудников и их расписания: учителя-логопеда, педагога - психолога.
Ведь если родитель доволен работой ДОО, он лишний раз не оставит ребенка дома, будет стараться сам приходить на мероприятия для родителей.
Результативность образовательной деятельности, можно отследить через:
·                удовлетворённость достижениями ребёнка;
·                информированность о достижениях ребёнка и наличие грамот детей в конкурсах различного уровня;
·                желание посещать данное учреждение со вторым и последующими детьми, советы друзьям и родным о посещении данного учреждения.
Учёт потребностей и интересов родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой, ДОО обязана их учитывать при проектировании образовательного процесса. Данный критерий можно проследить через: информированность родителей об образовательной деятельности и учёт запросов родителей при планировании образовательного процесса.
При систематическом использовании данных критериев оценки работники ДОО смогут отслеживать уровень удовлетворённости родителя и при необходимости проводить оперативные корректировки для улучшения качества взаимодействия с родителями. Инструментарием для этого могут служить: беседы, анкетирование и опрос родителей, сравнительный количественный анализ посещения мероприятий для родителей.
Подводя итог, следует отметить, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех участников образовательных отношений. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.