Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Абужарова Валентина Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №146»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Термин «инклюзивное образование», означающий в переводе с французского «включающий в себя», вошёл в мировую практику сравнительно недавно, хотя само движение «Образование для всех», с которого собственно и началось продвижение идей включающего образования, возникло ещё в далёком 1990 году. Основная идея инклюзивного образования – это обучение детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных организациях (школах, детских садах), включение их в общеобразовательную среду с той помощью, которая им необходима.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:
При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Детский сад является важным звеном в жизни ребёнка на пути его социализации, интеллектуального и физического развития, становления его как личности. Именно в дошкольном детстве закладываются необходимые в будущей жизни навыки общения и социального взаимодействия и именно в детском саду ребёнок получает важный опыт взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, научается самостоятельности, правильному режиму и дисциплине. А говоря о детях с ОВЗ, потребность во включении в социальную среду ещё на ранних этапах онтогенеза особенно возрастает, поэтому инклюзивное воспитание и образование детей с ОВЗ следует начинать с самых ранних лет.
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Необходимость дошкольного и последующего инклюзивного образования была хорошо продемонстрирована на опыте зарубежных стран. Было доказано, что совместное обучение, взаимодействие и развитие здоровых детей с детьми, имеющими ОВЗ, значительно влияет на последующую адаптацию последних: позволяет им чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, ощущать эмоциональное благополучие, развивать необходимые знания, умения и навыки. В свою очередь, подобная практика в образовательной системе положительным образом отражается и на здоровых детях, помогая культивировать в них доброту, отзывчивость, толерантность по отношению к «особенным» детям. Таким образом, для детей с ОВЗ инклюзивное дошкольное образование – это шанс на избавление от последующих социальных, психологических проблем и трудностей.
Но несмотря на те плюсы, которые обнаруживает дошкольное образование инклюзивного характера, можно столкнуться с большим спектром трудностей:
-отсутствие нормативно-правовой базы (которая позволяла бы определять критерии численности детей с ОВЗ в группе, время их пребывания, состав специалистов, порядок финансирования работников инклюзивной группы);
-отсутствие необходимой методической литературы; неразрешённые проблемы в образовательной среде и вытекающие из них трудности, связанные с финансированием (что ведёт к невозможности многих ДОО организовать инклюзивные группы);
-отсутствие достаточного опыта, знаний и готовности принять ребёнка с ОВЗ у педагогического состава; отношение родителей (родители «особых» детей зачастую демонстрируют перекладывание ответственности за воспитание своего ребёнка на работников детского сада, а родители здоровых детей часто обнаруживают страхи и переживания по поводу того, что нахождение в группе ребёнка с ОВЗ может каким-либо образом навредить их чаду.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что обнаруживается острая необходимость в создании ДОО инклюзивного характера (так как это способствует адаптации детей с ОВЗ с самого раннего детства, формирует терпимое отношение к людям с особыми потребностями со стороны социума). Но вместе с тем, данная система образования имеет большое количество трудностей, которые требуют срочного решения, ведь от этого зависит жизнь, благополучие многих людей, а также состояние нашего с вами общества.
Список литературы
1. Алёхина, С. В. Инклюзивное образование. Выпуск 1. / С. В. Алёхина – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Битов, А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи проблемы интеграции и социализации. / А. Л. Битов - М.: Правда, 2000. – 254 с.
3. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. / Т. В. Волосовец – М.: Мозаика-синтез, 2001. -220 с.
4. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. / Н. Н. Малофеев – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Январь 2021