Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Январь 2021
Ткаченко Алёна Дмитриевна,
воспитатель
МБДОУ №195
г. Кемерово
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психологических процессов.
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду не теряет своей актуальности. Поэтому выбранная тема заняла достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Актуальность выбранной темы определяется потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми, но благодаря использованию в работе с детьми театрально – игровой деятельности речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария даже в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Так, в нашей группе имеется театральный центр, который включает в себя большую часть видов театра: театр на ложках, настольный театр, перчаточный, кукольный, конусный, пальчиковый, теневой театр, фланелеграф; маски, имеется ширма для разыгрывания кукольного театра. В группе был создан мини-музей «Добро пожаловать в театр!» Все это можно увидеть на слайдах презентации.
В ходе работы дети познакомились с художественной литературой, научились применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи; стали использовать средства художественной выразительности языка; а также стали более уверенными и самостоятельными.
Работа проводилась в течение года, традиционно в начале и в конце учебного года была проведена диагностика детей. Работа строилась по принципу 2 занятия в месяц.
Приведу примеры занятий:
Колобок – театр теней; «В гости к мышке норушке» (Теремок – настольный театр); Заюшкина избушка – театр на ложках; Кошка и котята – театр на фланелеграфе и тд.
Была проведена большая работа не только с детьми, но и с родителями:
1) Ширма «Дети и театр»;
2) Консультации «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Театрализованная игра как средство развития речи ребенка»; «Театр дома»
3) Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
4) Демонстрация творческих способностей детей на праздниках и утренниках.
Для педагогов был проведен мастер – класс для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста».
На будущий год мы будем расширять спектр используемых в постановках художественных произведений; продолжим работу по совершенствованию диалогической и монологической речи; продолжим работу по овладению выразительными средствами, такими как интонация, мимика, жест, поза и походка; а также будем привлекать детей к разработке сценариев для будущих постановок.