Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Демидова Анастасия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования,
Мельникова Елена Викторовна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ №232 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
Здоровьесберегающие технологииэто система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискусионно у разных авторов встречаются разные трактовки. «Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению врача-психолога, профессора Никиты Константиновича Смирнова, родоначальника понятия - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие педагогические технологии по следующим направлениям:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.

 Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые:игротренинги,

игротерапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика



Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:
·           типа дошкольного образовательного учреждения;
·           конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;
·           организации здоровьесберегающей среды;
·           от образовательной программы;
·           от показателей здоровья детей;
·           профессиональной компетентности педагогов.
Система оздоровительной работы на музыкально-ритмических занятиях предполагает применение следующих здоровьесберегающих технологий:
- массаж, самомассаж;
- пальчиковые игры;
- ритмодекламации;
- дыхательные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- коммуникативные танцы-игры:
- валеологичекие распевки;
- фонопедические упражнения.
Игровой массаж и самомассаж.
Массаж это мощный биологический стимулятор, оказывающий всестороннее воздействие на организм ребенка. Массаж стимулирует рост и укрепление мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, и к тому же является средством повышения иммунитета. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчи­ковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или про­износятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигатель­ные качества, повышают координационные способности паль­цев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальце­вую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на ос­нове устного русского народного творчества.
Дыхательные упражнения.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
- Тренировать силу вдоха и выдоха.
- Развивать продолжительный выдох.
В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Релаксационные упражнения.
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Релаксационные упражнения помогаю снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Дети, которые научились управлять своими чувствами и эмоциями постепенно преодолевают в себе застенчивость, робость, стеснительность, становятся более самостоятельными, легко адаптируются в различных ситуациях и быстро находят друзей. Во время выполнения упражнений на необходимо, чтобы каждое действие доставляло приятное ощущение и удовольствие, способствовало хорошему самочувствию.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать правила при подборе упражнений на релаксацию и их выполнения:
1. Упражнения выполняются в тихой, спокойной обстановке.
2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
3. Во время выполнения упражнений учить детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.
4. Не спешить заканчивать релаксацию.
5. Дети могут полежать, если им хочется.
6. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно. Сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза, потихоньку сесть, затем встать.
7. При использовании упражнения на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей.
Коммуникативные танцы-игры.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
1. развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
2. развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
3. развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
4. значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Ритмодекламация.
Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Один и тот же текст окрашивают разными эмоциями, поскольку отношение к одному и тому же персонажу или событию может меняться. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, под­нимают настроение, задают позитивный тон к восприятию ок­ружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Фонопедические упражнения
Данные упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготов­ки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхатель­ных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способ­ствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного ды­хания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и дея­тельности головного мозга. В работе используются оздорови­тельные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонаци­онный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОО. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит их благополучие.
Литература
1. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова. Давыдова, - М.,2006.
2. Букатов В.М. Развитие талантов ребенка через игру / В.М. Букатов. - СПб., 2009.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. – М.,1968.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: кН для учителя / Л.С.Выготский. - М., 1967.
5. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве / авт. – сост. И.П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 41с.
6. Володько Д.В. Коррекционно – развивающие занятие по социальной адаптации детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / Д.В. Володько. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 104с (с.97 – 98)
7. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт. – сост. В.А. Кныш, И.И.Комар, Е.Б. Лобан, Ю.В.Дудак Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.
8. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
9. О.Н. Арсеневская. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения – Волгоград: Учитель, 2011 – 204 с.
10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет (Программа развития.) - М., ТЦ Сфера, 2005.144 с.
11. Тютюнникова Т.Т. «Элементарное музицирование», (Авторская программа), М., 2005.
12. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет» - М., ТЦ Сфера,2008.
13. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2008.
14. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры» СПб, 1999.
Январь 2021