Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

Королева Елена Александровна,
преподаватель,
Марарица Лариса Игоревна,
преподаватель,
ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Режим самоизоляции поставил перед участниками образовательного процесса целый ряд вопросов, касающихся как организации самого учебного процесса, так и качества обучения. Если для работников общеобразовательных учреждений длительный опыт работы дистанционно хоть и является новым, но имеет место в учебном процессе, то для работников детских школ искусств, музыкальных школ и общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов музыкального цикла такой переход оказался довольно сложной задачей.
Казалось бы, с развитием системы интернета, его возможностями, желание даже самого талантливого ученики – окунуться в мир компьютерных инноваций. На сегодняшний день, подведя первые итоги, можно обозначить ряд положительных и отрицательных моментов работы в формате дистанционного обучения в практике воспитания юного музыканта.
При переходе на дистанционное обучение появился целый ряд рекомендаций, направленных «в помощь преподавателям», где была представлена информация об образовательных онлайн-платформах, освещались вопросы осуществление контроля за работой учеников, и многое другое.
Основная задача образовательного учреждения при введении дистанционного обучения – это организация учебного процесса, который сможет обеспечить полноту реализации выполнения образовательных программ.
Целый ряд сложностей возник еще до начала обучения.
Первая проблема с которой пришлось столкнуться большинству преподавателей – это техническое обеспечение. Онлайн-обучение подразумевает проведение уроков при помощи мессенджеров. В первый же день работы многие образовательные сервисы оказались недоступны. Причины: большая нагрузка на сеть, проблемы с оборудованием и т.д. Эта проблема коснулась как маленьких, так и крупных городов.
Второй проблемой стала сложность организации комфортных условий для обучения дома:
·           для проведения уроков в режиме онлайн нужно, чтобы у каждого ученика был компьютер, планшет или смартфон с камерой, а также доступ в интернет. Практика показала, что примерно у 10% учащихся не было возможности пользоваться эл. почтой, задания дублировались в WhatsApp и в VК, посылались через классных руководителей;
·           отсутствие дома фортепиано, как базового инструмента для выполнения заданий по музыкально-теоретическим предметам (для обучащихся по программам «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты»);
·           функция контроля за организацией обучения полностью легла на родителей, что воспринималось некоторыми родителями негативно.
Третье, как показала практика, многие ученики психологически не готовы к обучению в домашних условиях. Данная проблема особенно актуальна для детей младшего школьного возраста. А ученики с низкой учебной мотивацией сознательно ссылались на проблемы с интернетом, невозможностью получения заданий и т.д. Сюда же стоит и отнести несерьезное отношение к дистанционному обучению как таковому со стороны ряда родителей.
Четвертое: если для изучения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования были разработаны и представлены различные интернет-платформы, то перед преподавателями детских музыкальных школ, детских школ искусств стояла задача найти правильный формат общения с учениками, как по индивидуальным, так и по групповым дисциплинам.
Кроме организационных вопросов, возникали вопросы, связанные со спецификой предметов музыкально-теоретического цикла:
При изучении предмета «Сольфеджио» возникли следующие сложности:
·           на изучение материала, разбор которого в классе занимал около 10 минут, потребовалось отводить большее количество времени из-за невозможности быстро отреагировать на ошибки учеников, поправить их в процессе работы;
·           интонирование упражнений (особенно с учениками младших классов) вызывало определенные сложности: отсутствие инструмента дома, маленькая скорость интернета, остановка звука, желание ученика видеть и учителя на экране компьютера, и нотный текст упражнения, отсутствие навыка чистого интонирования, рассредоточенность внимания, деформация звука при передачи техническими средствами, невозможность тут же качественно и оперативно поправить исполнение, а также оперативно помочь детям (особенно первоклассникам) в восприятии и осознании звучащих музыкальных примеров;
·           написание диктантов и слуховых работ зависело от добросовестности учащихся,
·           при выполнении теоретических письменных заданий не было возможности объективно оценить самостоятельность выполнения работ.
Работа по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» имела другой ряд сложностей:
·           осуществление анализа музыкальных произведений, комментарии, пояснения при показе и прослушивании отрывков произведений, элементов звучания при онлайн-трансляции оказались практически невозможными;
·           звучание музыкальных произведений, имело прямую зависимость от качества гаджетов учащихся;
·           для проведения каждого урока каждому учащемуся высылался «пакет материалов» который включал необходимую учебную литературу, рабочие тетради, музыкальные примеры, музыкальные произведения. Большой объем файлов не всегда удавалось сразу переслать всем учащимся, а некоторым ученикам воспользоваться из-за маленького объема памяти технического средства.
Большую роль в процессе дистанционного обучения играли родители. Обучение учащихся младших классов целиком зависело от возможности, желания и ответственности родителей участвовать в учебном процессе, т.к. дети самостоятельно не могли пользоваться интернет-ресурсами. Причем работать с частью детей и родителей, особенно 1 класса приходилось и в выходные дни, когда это было удобно работающим родителям.
Учащиеся старших классов более уверены в работе с техническими средствами, что облегчало понимание и передачу информации от ученика к преподавателю.
Но стоит обратить внимание и на положительный опыт, полученный в процессе дистанционной работы:
·           разработка новых учебных материалов: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры;
·           создание своей методической базы электронных образовательных ресурсов;
·           поиск новых форм и методов обучения;
·           возможность каждого учащегося посмотреть видео-урок столько раз, сколько необходимо для усвоения материала;
·           возможность осуществления учащимися самоконтроля при выполнении заданий и распределении времени;
·           обучающиеся и учителя могут взаимодействовать в асинхронном режиме.
Дистанционное обучение – новая форма получения образования. Полученный опыт будут использовать и дальше, что даст учащимся и их родителям возможность выбора, заниматься дома или, наоборот, ходить в школу.
Но следует учесть, что в преподавании предметов музыкально-теоретического цикла важно личное взаимодействие, т.к. познавательный процесс, связанный с тонким, эмоциональным и эстетически-ценным музыкальным материалом должен проходить через непосредственное общение. Использование интернет-коммуникации хорошо только для передачи информации и целиком зависит от технических возможностей и качества интернет-сервисов.
Практика показала, что «живое» общение ученика и преподавателя – необходимое условие, для успешного развития юного музыканта.
Литература:
1.         Абдуллаева С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения. Телекоммуникации и информатизация образования.-2007.-№3.-С.85-92.2;
2.         Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению. Информатика и образование.-2009.-№11.-С.124-125;
3.         Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении. Актуальные проблемы современной науки.-2011.-№1.-С.96.
4.         Голованова, Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения / Ю. В. Голованова. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 163-167. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7048/
5.         https://infourok.ru/distancionnoe-obuchenie-v-klasse-akkordeona-detskoj-muzykalnoj-shkoly-v-rezhime-samoizolyacii-iz-opyta-raboty-4260352.htmlМетодическое сообщение «Дистанционное обучение в классе аккордеона детской музыкальной школы в режиме самоизоляции» (из опыта работы).
Январь 2021