Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Власова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
Витковская Алёна Игоревна,
учитель физики,
МБОУ «Спеховская СОШ»,
п. Куженкино
Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских коллективов, их организаций в активную социально значимую деятельность.
Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Так, в социологической и педагогической литературе рассматриваются методы социализации в школе, анализируются ее неформальные механизмы (языковые шаблоны, интерьер, символы и т.д.), изменения в образовании и культуре и их влияние на процесс социализации. В последние годы происходит значительное расширение сферы исследования проблем социализации. Несмотря на наличие многообразных, многоаспектных, порой противоречивых исследований, ученые считают, что процесс социализации нельзя рассматривать в отрыве от воздействия и взаимодействия с окружающей средой. В этой связи значительно вырос интерес исследователей к микросреде, окружающей ребенка в школе (образовательной среде), ее структуре и влиянию ее условий и возможностей на развитие личности и социализацию.
Согласно данным специальных исследований девять из десяти российских школ работают в режиме инновационной деятельности, т.е. стремятся вводить в образовательный процесс новые формы и методы обучения и воспитания. Однако практика показывает, что использование учителями даже самых эффективных методик преподавания отдельных учебных дисциплин само по себе не обеспечивает желаемого образовательного результата. Как правило, при этом достигается соответствующий локальный обучающий или развивающий эффект, в то время как важнейшие педагогические, прежде всего, воспитательные задачи, поставленные обществом перед системой образования, так и остаются без кардинального решения.
Образовательная среда является одним из основных элементов организационно-образовательной системы школы. Выявление типа образовательной среды позволяет разработать системная модель, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы, а также смоделировать характер их влияния на социализацию личности учащихся.
Школа принимает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены без соответствующего анализа самой системы и ее составляющих. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в условиях и возможностях образовательной среды и требуют диагностики и соответствующей корректировки тех факторов, которые непосредственно на процесс формирования личности.
В качестве основных институтов социализации функционируют: семья, дошкольное детское учреждение, школа, компания сверстников, трудовой коллектив, социокультурная общность. Первоначальным и очень важным из этих социальных институтов является семья, представляющая собой не только первичную группу, характеризующуюся тесными непосредственными связями и сотрудничество и заключающую в себе тот особый тип сопереживания и взаимного отождествления, для которого «Мы» является естественным выражением, но и естественную модель, микромир широкого социального макромира.
Школа является вторым важнейшим институтом социализации, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя продуктивное обучение и воспитание большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.
Школьная среда представляет собой совокупность различных материальных средств образования и межчеловеческих отношений, которые устанавливаются между педагогами, учащимися, родителями в процессе их взаимодействия. Все они создают образовательную среду в процессе своего функционирования, но и образовательная среда влияет на каждого из них. В школьной среде каждый участник образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы среды в контексте сложившихся социальных отношений.
Таким образом, качество образовательной среды определяется, главным образом, качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентом, которые как раз и обеспечивают тот или иной результат образовательного процесса: уровень методического обеспечения; эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов; направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Список литературы:
1.    Гармаева Т.В., Кончаловская М.М. Роль семьи в школьной социализации подростков (на материале образовательных учреждений г. Москвы и г. Улан-Удэ). //Психологические исследования. – 2008. – N 2
2.    Матрос Д.Ш. Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
3.    Савельев Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий). // http://sinncom.ru/content/publ/info/saveliev/index.htm
Январь 2021