Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Бережная Евгения Николаевна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
МБОУ «Добросельская ООШ»
Одной из основных задач для нашей страны является образование детей с особыми потребностями. Это одно из главных условий создания инклюзивного общества, в котором каждый должен ощущать свою значимость и востребованность. Именно мы, педагоги, обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
У особых детей наблюдается низкая концентрация и торможение психических процессов. У таких детей наблюдается слабость волевого сосредоточения на объекте или действии, снижено внимание. Самое опасное то, что нарушается эмоциональная стабильность и проявляется интеллектуальная недостаточность. Детям трудно сконцентрировать свое внимание над выполнением какого либо задания.
Несколько десятилетий назад считалось, что мозжечок, как часть головного мозга, ведает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему люди не падают в процессе ходьбы. Современные ученые утверждают, что мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
Мозжечок — один из отделов головного мозга, которыйотвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций.
А вот мозжечковые полушария, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Диспетчером нашего мозга является мозжечок.Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. Получив информацию, мозжечок проводит коррекцию движений и поведения.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
По мнению нейропсихологов, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Как следствие, дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом справляются с заданиями. Этого можно избежать, если тренировать функцию мозжечка.
Многие родители считают, что если у ребенка нарушена координация движения, то это может быть особенностью ребенка, а не неврологическая проблема. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. И как правило, это проявляется у детей с речевыми и психическими нарушениями. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция.
Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка.
Программа мозжечкового стимулирования это своеобразный «букварь для мозга», которая улучшает:
1. уровень концентрации внимания;
2. все виды памяти;
3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
4. математические и логические способности;
5. анализ и синтез информации;
6. способность к планированию;
7. работу эмоционально-волевой сферы.
Одним из современных средств мозжечковой стимуляции является балансир. Это разновидность уличной качели, которая отлично развивает координацию. Наш балансир представляет собой неустойчивую поверхность, которая сделана из дерева.
Мы считаем, что балансир выступает в виде тренажера, который учит ребенка чувствовать расположение тела, контролировать свое равновесие. Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Выполнение детьми упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, формируется правильная осанка.
Дети воспринимают тренировку на балансире, как увлекательную и смешную игру.
Игра – это не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в педагогической практике с детьми с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья. Именно в игре можно наиболее эффективно осуществлять коррекционное воздействие на интеллектуальное, психическое, личностное и речевое развитие детей.
Но кроме веселого времяпровождения, он приносит существенную пользу для здоровья ребенка:
·           развитие координации;
·           улучшение работы мозга;
·           тренировка чувства равновесия;
·           укрепление мышц всего тела.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.
Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
-ЗРР разной степени тяжести.
-Проблема дисграфии или дислексии.
-ЗПР и ЗПРР.
-Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
-Аутизм и другие состояния аутического спектра.
-Алалия.
-Логоневроз (заикание).
-Отставания в развитии моторики и координации.
-Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
-Поведенческие нарушения.
-Несобранность, повышенная отвлекаемость.
-Нарушения осанки.
-Проблемы с обучаемостью.
Требуется много терпения в работе с такими детьми. Каждый вариант нарушения требует индивидуальной программы развития.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1. Особенности моторики:
-ребёнок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд;
-ребёнок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
-ребёнок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений (угловатые, неплавные движения, дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками);
-«пьяная» или «неправильная» походка;
-«лишние движения» в положении сидя;
-ребёнок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
2. Психоэмоциональные особенности:
-быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
-невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
-плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
-проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
3. Проблемы с речью.
Благодаря занятиямна балансировочной доске, у детей улучшается моторно-зрительная координация; двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются; улучшается концентрация внимания; развитие пространственного воображения; повышается уровень интеллекта.
В своей работе мы применяем балансиры в нескольких вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- и просто как игра или развлечение.
Эти занятия проводятся под строгим нашим контролем, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.
Простые упражнения, которые можно применять в своей работе:
1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
6. Положение то же. Круговые вращения руками:
А) Обе руки в одну сторону
В) Обе руки в разные стороны
С) По очереди в одну сторону.
Д) По очереди в разные стороны.
7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
А) Обе руки положить на грудь
В) Поднять руки над головой
С) Прямые руки в сторону
Д) Нагнуться, достать пальцы ног
Е) Любые танцевальные движения.
Использование данной методики с детьми с ОВЗ, имеет хорошую положительную динамику в усвоении детьми учебного материала, в развитии моторики, высших психических функций. Положительно сказывается на коррекции психо-эмоционального состояния детей.
ЛИТЕРАТУРА
1.         Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
2.         Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
3.         Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru
4.         Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Январь 2021