Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Январь 2021
Ренье Татьяна Михайловна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ СШ № 11,
г. Новый Уренгой
Задания второй части контрольно-измерительного материала единого государственного экзамена по обществознанию самые сложные, поэтому на уроках обществознания им необходимо уделять особое внимание и обязательно находить для этого время в процессе преподавания.
Начинать надо, прежде всего, с подробного знакомства с условиями заданий и предъявляемыми к ним требованиями, дабы ответы на экзаменах, которые будут оценивать эксперты, соответствовали общепринятым критериям.
Также на уроках важен момент разбора типичных ошибок, совершаемых при выполнении заданий второй части.
Данная статья содержит практические рекомендации по подготовке к написанию мини сочинения по обществознанию (задание 29). Так как это задание трудоёмкое, объёмное задание, даёт выпускнику возможность получить 6 баллов. Задание предлагается выполнить на альтернативном, содержательном материале: к выбору учащихся предлагается пять тем сочинений обществоведческого курса.
Учителя год из года сталкиваются с одними и теми же недостатками при выполнении задания 29: отсутствием плана и логики изложения, разрывом между теоретическими положениями (если они приводятся) и эмпирической базой, которая должна иллюстрировать теорию, употреблением терминов и понятий не к месту, уклонением от темы задания, подменой знаний общими (и зачастую избыточно и гротескно эмоциональными) рассуждениями.
Задание требует от выпускников: понимать смысл высказывания, предъявленного в афористичной форме, видеть за ним конкретную обществоведческую проблему; умения формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по различным проблемам; логично выстраивать собственный текст; различать причины и следствия, тезисы и теоретические и практические аргументы, делать обоснованный вывод.
Распространенные ошибки обучающихся: непонимание смысла афоризма или произвольная интерпретация смысла; работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе конкретного материала; выводы корректны, но не создают целостного представления по рассматриваемой проблеме; материал укладывается в рамки рассматриваемой проблемы, однако не осмыслен с научно-теоретических позиций (бытовой уровень аргументации и др.).
Поэтому для учителя задачей номер один становится научить раскрывать смысл высказывания.
Выбрав тему мини-сочинения, следует четко сформулировать проблему/идею, которая послужила основой для высказывания. Для этого нужно своими словами переформулировать тему, определив главную мысль. Далее выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания.
Примеры некоторых видов идей/проблем, соответствующие разделам курса «Обществознание»:
Философия: смысл жизни, моральный выбор, познание мира, добро и зло, истинность научного знания, морально-нравственное измерение личности, потребности человека и безграничность научного знания, этика науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.
Экономика: уплата налогов, конкуренция, собственность, глобализация, роль государства в рыночной экономике, рациональное потребления, значение денег, взаимосвязь экономики и политики и проч.
Социология/социальная психология: человек, социализация, духовный мир человека, богатство и бедность, демография, межнациональные отношения, социальная стабильность, противоречивость современного мира, общественный прогресс, маргинальность, социальное обеспечения и проч.
Политология: власть, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политическая роль, политический статус, народовластие, политическое участие и проч.
Правоведение: право и справедливость, справедливость и закон, соотношение морали и права, значение договорных отношений в обществе, равенство граждан перед законом, потребности права и проч.
Для отработки первого критерия задания для обучающихся разработана практическая работа:
Задание 1:
Высказывание
Смысл высказывания
Создает человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г.Белинский)

Прогресс есть замена одних неприятностей другими (Х.Эллис)


Задание 2: найдите соответствие
Проблема
Высказывание
1. Значение конкуренции в экономике.
1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман».
(В.Пакард)
2. Методы рекламы в экономике.
2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)
3. Роль государства в экономике.
3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин).
4. Значение сбережений в бизнесе.
4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек).
5. Понятие «свобода» в экономике.
5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман)

Задание 3: сформулируйте проблему/идею/смысл
Высказывание
Возможная проблема/идея/смысл
1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура)

2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)


Образец работы с черновиком:
Цитата
«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования» Лао-Цзы
Проблема, поднятая автором
Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти
Актуальность данной темы

Данная тема актуальна в современное время, так как от взаимоотношений государства и граждан зависит политический режим, установленный в государстве, а значит и уровень доверия народа к власти
Смысл высказывания

Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависит прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество

Для дальнейшей работы по теоретическому содержанию и практической аргументации возможно применение на уроках метода-ПОПС.
Ученик высказывает:
—  П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим: “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
—  О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
—  П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
—  С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например,: “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Следующий пример работы с теоретическим и аргументационным материалом – это технология подготовки к написанию мини сочинения Чернышовой О.А.:
· Формулирование проблемы, главной идеи, поднятой автором высказывания;
· Обозначение актуальности рассматриваемой темы;
· Определение смысла высказывания;
· Выделение основных терминов, понятий, которые помогут раскрытию темы на теоретическом уровне;
· Перечисление примеров, которые будут являться аргументами
Применение интерактивных методик для подготовки к выполнению задания 29 на уроках обществознания также будет являться актуальным. Например, использование элементов дискуссии на уроках, в ходе которой формируются умения: формулировать обществоведческую проблему; формулировать собственную точку зрения по проблеме; различать аргумент и факт, теоретическое положение и эмпирический факт; подбирать теоретические положения и факты, обосновывающие высказанную точку зрения.
Активным методом будут являться задания по работе с информацией, в их содержание целесообразно заложить вопросы, требующие от учащихся следующих операционных умений: вычленить основные содержательные идеи (в заданном аспекте); определить точку зрения автора (если анализируется авторский текст); определить аргументацию автора, положения и факты, используемые как аргументы; подбирать собственные аргументы и факты в развитие (в опровержение) положений, приводимых автором; формулировать выводы по представленной цифровой информации; соотносить информацию, содержащуюся в разных источниках, сравнивать различные авторские оценки; соотносить текстовую и нетекстовую информацию, находить положения, оценки, получающие обоснование (опровержение) через нетекстовые данные. В данном случае возможно проведение урока по теме: «Работа с материалами в СМИ и их использование при написании мини-сочинения по обществознанию. (2часа) »
Содержание занятия:
1.         Изучение содержания статьи.
2.         Ответы на вопросы по содержанию.
3.         Определение своих позиций и мнений.
4.         Определение содержательной линии обществознания, к которой можно отнести материал публикации.
5.         Перечисление понятий, терминов, обществознания, которые можно применить к данной статье.
6.         Написание эссе (на втором уроке занятия).
Для успешной подготовки обучающихся к выполнению задания 29 ЕГЭ по обществознанию учителю необходимо самому уметь писать мини-сочинение, четко знать формулировку задания и критериальное оценивание в баллах.