воспитатель,
МАДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»,
п. Кукуштан
На современном этапе развития России на одно из ведущих мест выходит проблема качества образования. Решение этой проблемы – длительный и многоступенчатый прогресс, основой которого является реформа образования и его модернизация. Одна из основных задач реформы – повышение качества образования, направленная на удовлетворение потребностей общества и подготовки выпускников, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны. В связи с этим задачами современного образовательного процесса является эффективно действующая система качества образования, всесторонняя и объективная система оценки качества образования, комплексная система его непрерывного повышения и улучшения.
Независимая оценка качества образования представляет собой оценочную процедуру, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Оценка качества образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – то есть оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Важным шагом, сделанным в направлении объективной оценки качества образования, была разработка образовательных стандартов, которые:
· устанавливают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, а тем самым – юридический критерий контроля за качеством образования;
· позволяют сохранить единство образовательного пространства;
· призваны обеспечивать преемственность разных уровней образования;
· должны защитить здоровье обучающихся путем установления максимального объема учебной нагрузки.
Внутренняя оценка качества образования осуществляется на четырех уровнях.
1. Качество управления.
· оценка состояния административной системы;
· ведение документооборота и оценка наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
· мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
· диагностика деятельности администрации и т.д.
2. Качество процесса.
· предметные результаты и достижения;
· оценка социализации обучающихся, состояния здоровья, личных достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
· выявление групп риска и контроль работы с ними;
· исследование эффективности социального партнерства.
3. Качество результата.
· соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;
· адаптация программ под нужды обучающихся, индивидуальная работа;
· эффективность осуществления учебного плана на уровне образовательной организации, качество преподавания;
· исследование организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
· оценка эффективности работы с родителями, степени их удовлетворенности.
4. Качество условий.
· материально-техническое и информационное оснащение;
· выполнение санитарно-гигиенических требований;
· организация медицинского сопровождения и питания;
· соответствие педагогов требованиям профстандартов;
· микроклимат в организации.
Результатами независимой оценки качества образования могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители), организации, осуществляющие образовательную деятельность, различные заинтересованные организации (для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и т.п), федеральные и региональные органы исполнительной власти (при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов и т.д)