Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

Январь 2021
Назарян Любовь Валентиновна,
воспитатель,
МАДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»,
п. Кукуштан
На современном этапе развития России на одно из ведущих мест выходит проблема качества образования. Решение этой проблемы – длительный и многоступенчатый прогресс, основой которого является реформа образования и его модернизация. Одна из основных задач реформы – повышение качества образования, направленная на удовлетворение потребностей общества и подготовки выпускников, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны. В связи с этим задачами современного образовательного процесса является эффективно действующая система качества образования, всесторонняя и объективная система оценки качества образования, комплексная система его непрерывного повышения и улучшения.
Независимая оценка качества образования представляет собой оценочную процедуру, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Оценка качества образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – то есть оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Важным шагом, сделанным в направлении объективной оценки качества образования, была разработка образовательных стандартов, которые:
·           устанавливают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, а тем самым – юридический критерий контроля за качеством образования;
·           позволяют сохранить единство образовательного пространства;
·           призваны обеспечивать преемственность разных уровней образования;
·           должны защитить здоровье обучающихся путем установления максимального объема учебной нагрузки.
Внутренняя оценка качества образования осуществляется на четырех уровнях.
1.         Качество управления.
·           оценка состояния административной системы;
·           ведение документооборота и оценка наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
·           мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
·           диагностика деятельности администрации и т.д.
2.         Качество процесса.
·           предметные результаты и достижения;
·           оценка социализации обучающихся, состояния здоровья, личных достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
·           выявление групп риска и контроль работы с ними;
·           исследование эффективности социального партнерства.
3.         Качество результата.
·           соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;
·           адаптация программ под нужды обучающихся, индивидуальная работа;
·           эффективность осуществления учебного плана на уровне образовательной организации, качество преподавания;
·           исследование организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
·           оценка эффективности работы с родителями, степени их удовлетворенности.
4.         Качество условий.
·           материально-техническое и информационное оснащение;
·           выполнение санитарно-гигиенических требований;
·           организация медицинского сопровождения и питания;
·           соответствие педагогов требованиям профстандартов;
·           микроклимат в организации.
Результатами независимой оценки качества образования могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители), организации, осуществляющие образовательную деятельность, различные заинтересованные организации (для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и т.п), федеральные и региональные органы исполнительной власти (при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов и т.д)