Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНСТРУМЕНТ ХОМУС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Докторова Анна Николаевна,
педагог дополнительного образования по якутскому языку,
МБДОУ ЦРР-Д/с №10 “Туллукчаан”,
г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Инструмент хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
В связи с принятием нового Закона «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях. Кружки в дошкольном образовательном учреждении организуются с целью развития интеллектуальных, творческих способностей воспитанников, укрепления их здоровья, обогащения знаниями, формирований умений и навыков, превышающих требования основной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением.
Актуальность исследования. Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти "приобретения" и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Природа музыкальной памяти, пути ее развития всегда волновали музыкантов-педагогов. Возможность и необходимость совершенствования памяти исследовали Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, Ф. Бузони, Л. Маккиннон, С. Савшинський и др. Исследовали проблемы музыкальной памяти также А. Алексеев, Е. Богородицкий, В. Петрушин, Б. Теплов и др.
Региональные аспекты проблемы развития музыкальных способностей изучаются такими учеными-исследователями, как Г.Г. Алексеева, Э.Е. Алексеев, B.Ф. Афанасьев, В.Г. Бойко, Г.С. Виноградов, М.К. Иванова, и др.
Якутский хомус - является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске. Отличаются они характерным «трещащим» тембром. Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм - дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.
Так как я педагог по якутскому языку и фольклору, стремлюсь связать свою методику работы с этнопедагогикой народа Саха. Для достижения этих целей, разрабатываю программу, по овладению технике игре на инструменте хомус, и развивать музыкальную память ребенка. В качестве практического примера приведу свою работу с ансамблем хомусистов «Хомуһун», созданный осенью 2013 года в нашем детском саду «Туллукчаан».
Развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. В дошкольном воспитании вопрос о развитии музыкальной памяти приобретает особое значение. Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом, музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. Раньше считалось, что в музыкальной деятельности память не развивается, но как показывают современные исследования, музыкальную память можно развивать использую правильную методику.
Уже в пятилетнем возрасте большинство детей обладает достаточно высоким уровнем развития мелодической опознающей памяти. Дети узнают ранее показанные им песни по их мелодии, ставшей для них носителем самостоятельной информации - вне непосредственной связи со словесным текстом.
Но, есть и дети (примерно 12%, по данным К.В. Тарасовой), которые даже на седьмом году жизни продолжают воспринимать и опознавать песни только синкретически, в единстве музыки. Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу темы нашей выпускной квалификационной работы: «Хомус – как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования: процесс развития музыкальной памяти посредством хомуса (варгана) у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.
Цель исследования: обосновать целесообразность и эффективность использования хомуса (варгана) в решении задач по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес к музыке.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в использовании народного музыкального инструмента - хомус, как средства для развития музыкальной памяти у детей.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОО по теме исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Туллукчаан» городского округа «город Якутск».
Педагогическая работа по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного инструмента – хомус
Выявив возможности музыкального фольклора в развитии музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста, были поставлены цель формирующего этапа:
Разработать перспективный план развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.
Перспективный план разработан с учетом следующих педагогических принципов.
1.         Принцип доступности
Он заключается в учете возрастных особенностей детей определенной возрастной группы, их музыкальных способностей представленный из жизни музыкального народного фольклора.
2.         Принцип развивающего обучения
Этот принцип заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на доступный уровень знаний, умений, а всегда немного опережает его. Поэтому содержание музыкального фольклора было отобрано так, чтобы для выполнения игры на хомусе, ребенок приложил определенные музыкальные способности, развивая музыкальную память.
3. Принцип систематичности и последовательности.
Все упражнения по хомусу подобраны с постоянным усложнением, перетекая от простого к сложному, учитывая тот факт, что новые знания должны опираться на ранее полученные.
4. Принцип созидательности и активности детей в усвоении и применении знаний
Ребенок не является пассивным наблюдателем педагогического процесса, а активно участвует во всех видах музыкального народного фольклора, знания прочны только тогда, когда они осмыслены. Осознание их происходит только в том случае, если ребенок ими активно оперирует. Поэтому детей не просто знакомили с новым музыкальным инструментом, но и создавались условия для практического применения. Для активизации детей применялись такие методы и приемы как; словесные, демонстративные, беседа, показ предметов. Формы; слушание и обсуждение, обыгрывание.
5. Принцип индивидуального подхода
При работе с детьми учитывались индивидуальные способности каждого ребенка, уровень его знаний, представлений, жизненного опыта. С учетом всех особенностей ребенка разрабатывались методы и приемы индивидуального подхода к каждому ребенку. Для развития музыкальной памяти средствами хомуса, подбирались песни, игры, забавы с постепенным усложнением. Так как у ребенка дошкольного возраста еще не очень высокий уровень музыкальных способностей. С начало детям предлагались песенки, игры на развитие звука высотного слуха. Только после этого усвоения, детям предлагалось различать ритм, состоящий из четвертных и восьмых, различать тембр хомуса.
При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальной памяти с целью оптимизаций нескольких методик в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальной памяти: методика венгерского композитора З. Кодая «Методика знаков в музыке», методика Г. Доля программа «Эврика», методика отечественной музыкальной педагогики Г. И. Анисимовой, методика игры на хомусе педагога – виртуоза С. С. Шишигина «Методика игры на хомусе». Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:
- восприятие музыкального материала;
- разучивание ритмического рисунка на народную песню «Һыт-тыа»;
- проигрывание на музыкальном инструменте - хомус.
Выдвинутая гипотеза нашей работы подтвердилась на практике с детьми. Развитие музыкальной памяти посредством инструмента – хомус будет наиболее эффективным, если реализовать педагогические условия. Дети участвуют во многих республиканских, международных конкурсах, занимают призовые места. За один год обучения игры на музыкальном инструменте у детей наблюдается прогресс в общем развитии.
Анализ результатов экспериментальной деятельности показал, что можно применить инструмент - хомус, в педагогической деятельности в дополнительном образовании детей старшего дошкольного возраста. Заучивание мелодии на хомусе активно развивает не только музыкальную память, а также все виды памяти. В результате проведенной работы по данному направлению видна динамика общего уровня развития музыкальной памяти детей:
- дети научились слушать мелодическую линию, воспроизводить произведения на музыкальном инструменте;
- определяют характер произведения своими движениями (хлопки, танцевальные движения), дыханием, голосом;
- различают разные мелодии, дают им образную характеристику. Имеют достаточно большой багаж музыкальной памяти;
- умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в начале в виде хлопков, импровизацией на инструменте. Музыкальный инструмент – хомус входит в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения. Знакомство с народными традициями, изучение народных музыкальных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Дети с удовольствием поют якутские народные песни, активно принимают участие в познавательно-тематических календарных развлечениях. Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения происходят в природе, какая музыка звучит для ее характеристики. Исполняя звуки природы, дети чувствуют себя ее частичкой, что положительно влияет на отношение к животным, растения.
Развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. Ребенок приобщенный к народному фольклору, музыке лучше набирает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно. У детей развиваются такие музыкальные способности; звуковысотный слух, чувство ритма, восприятие динамических свойств, выразительных тембровых свойств музыки.
Результаты проведенной экспериментальной работы доказали:
- эффективность использования народного музыкального инструмента - хомус для развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
- что можно найти оригинальные пути по освоению музыкального инструмента;
- развитие музыкальных способностей в целом.
Используя хомус, также приобщаем детей к родной культуре, учим любить и беречь природу. Участники экспериментальной работы по итогам опроса, отличаются от своих сверстников увеличением объема памяти, у них хорошо развиты и слуховая, и зрительная, и образная память. В связи с этим, считаем, что доказана гипотеза об использовании в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес.

Методические рекомендации педагогам
Дети, с которыми занимались в протяжении года игрой на хомусе стали более активными. У них хорошо развилась не только музыкальная память, но и общая, что заметно на занятиях и совместной деятельности:
- При низком уровне развития музыкальной памяти необходимо с самого начала обучения проводить дополнительные занятия.
- Возрождение народной музыки, фольклора – сложный процесс. Очень важно при развитии музыкальной памяти ребенка создать у него чувство успеха. Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями. Если ребенку интересно учится, он учится лучше. Необходимо, чтобы занятия для развития музыкальной памяти были очень интересными, в игровой форме. Ребенок должен испытывать удовлетворение от музыкальных занятий.
- Необходимо регулярно, системно повторять упражнения для развития музыкальной памяти. Вводить упражнения в утренние сборы детей в группе, а также на занятиях.
Опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может распорядится им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Январь 2021