Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНСТРУМЕНТ ХОМУС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Январь 2021
Докторова Анна Николаевна,
педагог дополнительного образования по якутскому языку,
МБДОУ ЦРР-Д/с №10 “Туллукчаан”,
г. Якутск Республика Саха (Якутия)
В связи с принятием нового Закона «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях. Кружки в дошкольном образовательном учреждении организуются с целью развития интеллектуальных, творческих способностей воспитанников, укрепления их здоровья, обогащения знаниями, формирований умений и навыков, превышающих требования основной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением.
Актуальность исследования. Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти "приобретения" и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Природа музыкальной памяти, пути ее развития всегда волновали музыкантов-педагогов. Возможность и необходимость совершенствования памяти исследовали Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, Ф. Бузони, Л. Маккиннон, С. Савшинський и др. Исследовали проблемы музыкальной памяти также А. Алексеев, Е. Богородицкий, В. Петрушин, Б. Теплов и др.
Региональные аспекты проблемы развития музыкальных способностей изучаются такими учеными-исследователями, как Г.Г. Алексеева, Э.Е. Алексеев, B.Ф. Афанасьев, В.Г. Бойко, Г.С. Виноградов, М.К. Иванова, и др.
Якутский хомус - является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске. Отличаются они характерным «трещащим» тембром. Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм - дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.
Так как я педагог по якутскому языку и фольклору, стремлюсь связать свою методику работы с этнопедагогикой народа Саха. Для достижения этих целей, разрабатываю программу, по овладению технике игре на инструменте хомус, и развивать музыкальную память ребенка. В качестве практического примера приведу свою работу с ансамблем хомусистов «Хомуһун», созданный осенью 2013 года в нашем детском саду «Туллукчаан».
Развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. В дошкольном воспитании вопрос о развитии музыкальной памяти приобретает особое значение. Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом, музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. Раньше считалось, что в музыкальной деятельности память не развивается, но как показывают современные исследования, музыкальную память можно развивать использую правильную методику.
Уже в пятилетнем возрасте большинство детей обладает достаточно высоким уровнем развития мелодической опознающей памяти. Дети узнают ранее показанные им песни по их мелодии, ставшей для них носителем самостоятельной информации - вне непосредственной связи со словесным текстом.
Но, есть и дети (примерно 12%, по данным К.В. Тарасовой), которые даже на седьмом году жизни продолжают воспринимать и опознавать песни только синкретически, в единстве музыки. Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу темы нашей выпускной квалификационной работы: «Хомус – как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования: процесс развития музыкальной памяти посредством хомуса (варгана) у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.
Цель исследования: обосновать целесообразность и эффективность использования хомуса (варгана) в решении задач по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес к музыке.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в использовании народного музыкального инструмента - хомус, как средства для развития музыкальной памяти у детей.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОО по теме исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Туллукчаан» городского округа «город Якутск».
Педагогическая работа по развитию музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного инструмента – хомус
Выявив возможности музыкального фольклора в развитии музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста, были поставлены цель формирующего этапа:
Разработать перспективный план развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.
Перспективный план разработан с учетом следующих педагогических принципов.
1.         Принцип доступности
Он заключается в учете возрастных особенностей детей определенной возрастной группы, их музыкальных способностей представленный из жизни музыкального народного фольклора.
2.         Принцип развивающего обучения
Этот принцип заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на доступный уровень знаний, умений, а всегда немного опережает его. Поэтому содержание музыкального фольклора было отобрано так, чтобы для выполнения игры на хомусе, ребенок приложил определенные музыкальные способности, развивая музыкальную память.
3. Принцип систематичности и последовательности.
Все упражнения по хомусу подобраны с постоянным усложнением, перетекая от простого к сложному, учитывая тот факт, что новые знания должны опираться на ранее полученные.
4. Принцип созидательности и активности детей в усвоении и применении знаний
Ребенок не является пассивным наблюдателем педагогического процесса, а активно участвует во всех видах музыкального народного фольклора, знания прочны только тогда, когда они осмыслены. Осознание их происходит только в том случае, если ребенок ими активно оперирует. Поэтому детей не просто знакомили с новым музыкальным инструментом, но и создавались условия для практического применения. Для активизации детей применялись такие методы и приемы как; словесные, демонстративные, беседа, показ предметов. Формы; слушание и обсуждение, обыгрывание.
5. Принцип индивидуального подхода
При работе с детьми учитывались индивидуальные способности каждого ребенка, уровень его знаний, представлений, жизненного опыта. С учетом всех особенностей ребенка разрабатывались методы и приемы индивидуального подхода к каждому ребенку. Для развития музыкальной памяти средствами хомуса, подбирались песни, игры, забавы с постепенным усложнением. Так как у ребенка дошкольного возраста еще не очень высокий уровень музыкальных способностей. С начало детям предлагались песенки, игры на развитие звука высотного слуха. Только после этого усвоения, детям предлагалось различать ритм, состоящий из четвертных и восьмых, различать тембр хомуса.
При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальной памяти с целью оптимизаций нескольких методик в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальной памяти: методика венгерского композитора З. Кодая «Методика знаков в музыке», методика Г. Доля программа «Эврика», методика отечественной музыкальной педагогики Г. И. Анисимовой, методика игры на хомусе педагога – виртуоза С. С. Шишигина «Методика игры на хомусе». Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:
- восприятие музыкального материала;
- разучивание ритмического рисунка на народную песню «Һыт-тыа»;
- проигрывание на музыкальном инструменте - хомус.
Выдвинутая гипотеза нашей работы подтвердилась на практике с детьми. Развитие музыкальной памяти посредством инструмента – хомус будет наиболее эффективным, если реализовать педагогические условия. Дети участвуют во многих республиканских, международных конкурсах, занимают призовые места. За один год обучения игры на музыкальном инструменте у детей наблюдается прогресс в общем развитии.
Анализ результатов экспериментальной деятельности показал, что можно применить инструмент - хомус, в педагогической деятельности в дополнительном образовании детей старшего дошкольного возраста. Заучивание мелодии на хомусе активно развивает не только музыкальную память, а также все виды памяти. В результате проведенной работы по данному направлению видна динамика общего уровня развития музыкальной памяти детей:
- дети научились слушать мелодическую линию, воспроизводить произведения на музыкальном инструменте;
- определяют характер произведения своими движениями (хлопки, танцевальные движения), дыханием, голосом;
- различают разные мелодии, дают им образную характеристику. Имеют достаточно большой багаж музыкальной памяти;
- умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в начале в виде хлопков, импровизацией на инструменте. Музыкальный инструмент – хомус входит в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения. Знакомство с народными традициями, изучение народных музыкальных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Дети с удовольствием поют якутские народные песни, активно принимают участие в познавательно-тематических календарных развлечениях. Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения происходят в природе, какая музыка звучит для ее характеристики. Исполняя звуки природы, дети чувствуют себя ее частичкой, что положительно влияет на отношение к животным, растения.
Развитие музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. Ребенок приобщенный к народному фольклору, музыке лучше набирает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно. У детей развиваются такие музыкальные способности; звуковысотный слух, чувство ритма, восприятие динамических свойств, выразительных тембровых свойств музыки.
Результаты проведенной экспериментальной работы доказали:
- эффективность использования народного музыкального инструмента - хомус для развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
- что можно найти оригинальные пути по освоению музыкального инструмента;
- развитие музыкальных способностей в целом.
Используя хомус, также приобщаем детей к родной культуре, учим любить и беречь природу. Участники экспериментальной работы по итогам опроса, отличаются от своих сверстников увеличением объема памяти, у них хорошо развиты и слуховая, и зрительная, и образная память. В связи с этим, считаем, что доказана гипотеза об использовании в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес.

Методические рекомендации педагогам
Дети, с которыми занимались в протяжении года игрой на хомусе стали более активными. У них хорошо развилась не только музыкальная память, но и общая, что заметно на занятиях и совместной деятельности:
- При низком уровне развития музыкальной памяти необходимо с самого начала обучения проводить дополнительные занятия.
- Возрождение народной музыки, фольклора – сложный процесс. Очень важно при развитии музыкальной памяти ребенка создать у него чувство успеха. Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями. Если ребенку интересно учится, он учится лучше. Необходимо, чтобы занятия для развития музыкальной памяти были очень интересными, в игровой форме. Ребенок должен испытывать удовлетворение от музыкальных занятий.
- Необходимо регулярно, системно повторять упражнения для развития музыкальной памяти. Вводить упражнения в утренние сборы детей в группе, а также на занятиях.
Опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может распорядится им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.