Высшая школа делового администрирования
Конференции

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Январь 2021
Леденева Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
КОУ ВО «ЦЛПДО»,
городской округ город Воронеж
Целью современного образования является воспитание творчески развитой, активной личности, способной к позитивному преобразованию окружающей действительности. В процессе образования человека важно формировать способность и готовность к оптимальному выбору целей и средств в изменяющейся ситуации, к оценке субъектом реальных возможностей и максимальной активизации по осуществлению сделанного выбора. Ценностные ориентиры личности дадут возможность определения целевой направленности деятельности, а также выбора средств по осуществлению данной цели самостоятельно.
Безотметочный принцип обучения должен стать одним из основных педагогических условий, позволяющих реализовать созданную технологию контроля и оценки. Прежде всего, отказ от общепринятой пятибалльной системы оценивания вносит кардинальные изменения в мотивацию учения школьников, делает педагогическую технологию контроля и оценки личностно-ориентированной.
Оценка в личностно-ориентированной парадигме становится значимым компонентом педагогического процесса. Появляясь как результат широкой диагностики индивидуальных качеств и свойств личности и их динамики, оценка и её адекватное выражение должны стать средством индивидуализации педагогического процесса.
Обстановка в школе, где отметок не ставят, благоприятнее, дети чувствуют себя менее тревожно. С другой стороны, высокая самооценка может быть показателем инфантильности, незрелости самооценки.
Контроль и оценка способствуют формированию рефлексии школьников: отношению к собственным действиям и фиксации самоизменения как субъекта деятельности.
С целью создания условий для формирования действий оценки и контроля как компонентов учебной деятельности необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию у детей потребности в данных действиях. Одним из средств воспитания такой потребности в развивающем обучении считается отказ от существующей системы оценивания учащихся. На этапе же сформированного действия контроля и оценки вводится балльная система оценивания, основанная на трёх новых принципах: разнообразие оценочных шкал в различных видах работ, участие детей в разработке этих шкал, относительность оценочной шкалы. Но самое главное - обеспечение ребёнка "средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений".
Оценка должна состоять не в простой констатации этих моментов, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в его сопоставлении с целью. Оценка должна служить главной цели - стимулировать и направлять учебную деятельность школьника. Содержательная оценка позволяет устанавливать уровень качества продвижения ученика в учении, а также определять задачи для дальнейшего продвижения. Контроль и оценка должны включаться в контекст учебной деятельности без внешнего административного влияния. Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся. Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и проведения коррекционных мероприятий. Диагностику хода формирования учебной деятельности нужно проводить преимущественно на предметном материале, не загружая учащихся множеством психотехнических методик. осуществлять контроль и оценку необходимо без привлечения пятибалльной системы оценивания, используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.
Для целенаправленного формирования контрольно-оценочных умений у учащихся уже в первые две недели учебы в школе в 1 классе было предпринято два важных действия, которые обеспечили полноценное вхождение ребенка в школьную жизнь.
1 действие - организация работы с самооценкой учащихся и, прежде всего, со средствами дифференцирования и шкалирования любого оцениваемого качества. Для этого совместно с детьми на уроке изобреталась специальная шкала - "волшебные линеечки" и определялись параметры (критерии), по которым можно оценить любое действие или объект. Учащиеся пробовали оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащийся выработал для себя вместе со своими одноклассниками. После самооценки учащегося обязательно следовала оценка учителя по тем же критериям. Учащийся видел, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учился считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. А совпадение детской и учительской оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценивал себя ребенок) словесно поощрялось.
В результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевали основными принципами оценивания: 1) вначале самооценочное суждение ребенка, и только потом учительское; 2) соотнесение оценки учителя и учащегося в случаях, если есть объективные критерии оценки; 3) обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребенка; 4) определение критериев (параметров, аспектов) перед оцениванием определенного действия учащегося (необходимо рассмотрение разных аспектов усилий ребенка); 5) право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
2 действие - определение разных "пространств" действий ребенка в классе. С самого начала вхождения ребенка в школьную жизнь ему были заданы несколько "пространств" жизнедеятельности: пространство игры, пространство учения и пространство тренировки. Каждое "пространство" имело свое назначение, "правила" и "продукты". Поэтому задача учителя - разведение этих "пространств" в классе. Обычно в начальных классах преимущественно выстраивается, к сожалению, только одно пространство - пространство обучения. Оно носит коллективные (групповая, межгрупповая, парная) формы, в которых осваиваются общие способы действия. Однако зачастую игнорируются индивидуальные формы обучения. Для учащегося должно быть организовано пространство (пространство тренировки), где бы он опробовал границы собственных средств действия, определял бы свои возможности в использовании, способов действия, изобретенных в группе, осваивал бы определенные приемы и техники. Именно на границе учения и тренировки возникает еще одно пространство - пространство индивидуальных достижений ребенка ("доска достижений"). Индивидуальное достижение - это то, чему ребенок научился, что он уже умеет делать сам. Именно здесь на уроке возникает "место на оценку" (специально обозначенная часть классной доски) и "место сомнений" (другая часть классной доски, тоже специально обозначенная). Выделение таких "пространств" на уроке в рамках курса "Введение в школьную жизнь" через различные способы действия учащихся позволило в дальнейшем эффективно строить работу в классе по формированию действий самоконтроля и самооценки. При этом закладывалась основа для положительной самооценки ребенка и предупреждалось возникновение школьной тревожности.