Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Январь 2021
Тряпицына Юлия Леонидовна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №125»,
г. Череповец
Актуальность проекта
В наш не простой век, когда вопросы экологии, как ни когда значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проведя диагностическую беседу, выявила, что у детей недостаточные знания о птицах и о том, как мы можем птицам помочь в зимний период.
Проблема проекта: беседуя с детьми о птицах, у дошкольников возникли вопросы: «Почему некоторые птицы улетают зимой?», «Какие птицы остаются зимовать?», «Какая роль человека в жизни птиц зимой?», следовательно, возникла потребность в формировании у детей знаний о зимующих птицах, о роли птиц в жизни человека, и желания у детей заботиться о пернатых друзьях.
Цель проекта: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
- Расширить знания детей о внешнем виде птиц, об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
-Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
- Приобщить к совместной деятельности родителей.
Тип проекта: познавательный, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: педагог группы, дети 6-7лет, родители.
Сроки реализации проекта: январь - февраль2021г.
Методы и формы работы:
- Наблюдение.
- Дидактические игры.
- НОД.
- Наглядная информация для родителей.
- Консультации.
- Чтение художественных произведений.
- Разучивание стихов.
- Беседы.
Ожидаемые результаты: у детей расширится кругозор о зимующих птицах. В группе пополнится предметно-развивающая среда. Дети и родители станут активнее принимать участие в акциях «Покормите птиц зимой».
План мероприятий по реализации проекта
I.                      Подготовительный этап:
- Изучение литературы по данной теме.
- Подготовка материала.
-Составление плана работы.
-Разработка содержания проекта.
II.                    Основной этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
1. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
«Разрезные картинки»
Подвижные игры:
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
2. Беседы на темы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
3. Наблюдения: наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
4. Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, кормление птиц (ежедневное).
5. Чтение художественных произведений: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица», В. Звягина «Воробей», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Чепуров «Трудно птицам зимовать».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
6. Художественно-эстетическое развитие:
Рисование. Тема: «Синичка», «Снегирь на ветке»
Лепка из пластилина. Тема: «Наши пернатые друзья».
Аппликация. Коллективная аппликация Тема: «Посмотри, посмотри, прилетели снегири!»
7. Оформление детской книжной выставки.
8. Работа с родителями: изготовление кормушки, консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Как правильно кормить птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
III.                 Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке «Кормушка для птиц своими руками».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Продукт проектной деятельности:
- Выставка кормушек.
- Коллективная работа «Посмотри, посмотри, прилетели снегири!»
-Выставка детских книг про птиц.
Выводы:
Вся работа над проектом была направлена на формирование представлений дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, воспитание гуманного отношения к животным, желания помогать зимой пернатым друзьям.
Итак, у дошкольников сформированы обобщенные представления о зимующих птицах, а также расширены знания детей о внешнем виде птиц, об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Дети постоянно проявляют заботу о пернатых, которая выражается в создании и установлении кормушек, ежедневном кормлении птиц. Дошкольники сравнивают разных птиц, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Сформированы умения работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку; приобщены к совместной деятельности родители.
Информационные ресурсы
1. Акимов Ю. А. Знакомство дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. — Издательство: ТЦ Сфера, 2008.
2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкович. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006.
3.Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л.Г. Горькова. – М., 2007.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М., 2004.
5.Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991.
6.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников / С.Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7.Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада / О. А. Соломенникова. — Мозаика-Синтез, 2009.
8. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. — Издательство: ГНОМ и Д, 2003.