Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оглуздина Светлана Викторовна,
методист,
МБУДО «Дом детства и юношества «РИТМ»,
город Шадринск, Курганская область
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проблема экологического воспитания стала очень актуальна в современном обществе. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. Формирование экологической культуры, природоохранных знаний и навыков поведения в окружающем нас мире, стало для человечества единственным выходом из сложившейся ситуации - [3].
Экологическое воспитание неотъемлемая часть занятий естественнонаучной направленности в МКУДО «Дом детства и юношества «РИТМ». Основными направлениями образовательной деятельности в учреждении являются учебные исследования, лабораторные и практические работы по содержанию и разведению живых объектов, работа на опытническом участке, эколого - туристические походы. Организация и проведение массовых мероприятий, выставок, мастер - классов, экскурсий в зооуголок.
Воспитание грамотного природопользователя осуществляется через работу детских объединений: «Мои зелёные друзья», «В мире животных», «Экология в доме», «Мир птиц», «Времена года», «Я познаю мир» и экологического волонтерского отряда «Зелёный патруль». Главными задачами в экологическом воспитании является не только получение знаний об охране окружающей среды и культуре поведения, а умение прививать любовь к природе, умение и желание внести свой вклад в защиту природы. Для того чтобы не нарушать законы природы, их нужно знать - [2]. Полученные знания на занятиях при этом являются лишь средством, для воспитания новой экологически грамотной личности с нестандартным типом мышления.
Программы детских объединений естественнонаучной направленности обеспечивают не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, успешное усвоение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей детей. Темы занятий по биологии, экологии и природоведению формируют у учащихся бережное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования ее богатств. Они формируют основу экологической культуры учащихся, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Помимо образовательной деятельности, активно ведется научно-исследовательская работа. В течение года учащиеся естественнонаучной направленности совместно с педагогами проводят различные опытнические работы: выращивание редких и экзотических растений (грейпфрут, кофе, виноград); влияние удобрений и различных факторов на рост и развитие растений; способы размножения садовых культур; наблюдение за ростом и развитием растений и животных зооуголка; проводят зоологический и экологический мониторинг. Дети учатся работать с сельскохозяйственным инвентарем, микроскопом, осваивают приемы и методы агротехники выращивания овощных и цветочных культур, учатся вести дневники наблюдения.
Одним из основных видов деятельности естественнонаучной направленности МБУДО «Дом детства и юношества «РИТМ» является организация массовых воспитательных мероприятий по формированию экологической культуры учащихся детских объединений, воспитанников общеобразовательных и дошкольных учреждений. Каждый год проводятся следующие городские мероприятия: выставка кошек «Мы в ответе за тех, кого приручили» (февраль), экологическая акция «Земля - наш общий дом» (февраль - июнь), Дни защиты от экологической опасности (март-май), выставки поделок из природного материала «Природа и фантазия» (октябрь), «Зимняя сказка» (декабрь).
Все педагоги и учащиеся принимают активное участие в экологических акциях: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Птичья столовая», «Встреча пернатых друзей», «Кошкин дом», «Берегите первоцветы», «Зеленый дом», «Чистая вода». Проводятся праздники «День воды», «День Земли», «Красная книга. Исчезающая красота», турнир знатоков «Природа и экология Зауралья»; «Деревья - украшения Земли», турнир «Легенды озер Зауралья», игра-викторина «Где вода - там и жизнь».
Каждый год проводится неделя профессий эколого - биологического направления. В детских объединениях проводятся беседы, викторины «Зеленые профессии», «Мир профессий», «Профессии моих родителей», конкурс - защита эколого - биологических профессий, где учащиеся презентуют эколого-биологические и сельскохозяйственные профессии. Встречи с интересными людьми: ветеринарами, голубеводами, зоологами, цветоводами.
На базе нашего учреждения проходят экскурсии по опытническому участку и зооуголку. Где учащиеся детских объединений, школ и дошкольных образовательных учреждений могут не только потрогать руками животных, но и узнать об их особенностях содержания и ухода. Организуются выездные экскурсии на конезавод (с. Агапино), «Катюшкины конюшни» (п. Осеево).
Более 40 лет педагоги и учащиеся активно сотрудничают с Фенологическим центром при Ботаническом институте им. В. Л. Комарова Российской Академии Наук. Результаты наблюдений за природой Шадринского края заносятся в специальные бланки и отправляются в г. Санкт-Петербург. Педагог Бурвина Т.Н. и участники детского объединения «Мир птиц» являются коллективным членом Союза охраны птиц России (г. Москва). Выполнение заданий Союза по участию в экологических акциях: «Экологическая листовка», «Покормите птиц», «Охраняйте пернатых друзей», «Птица года», вызывает у ребят особый интерес.
Экологическое воспитание детей разных возрастов в стенах учреждения способствует становлению новых, более гармоничных отношений между человеком и природой. Вовлечение учащихся в эколого - просветительскую и природоохранную деятельность требует высокого профессионализма от педагогов, их понимания важности решения экологических проблем, знаний и методов, использования в работе с учащимися.
Опираясь на богатую историю и огромнейший опыт работы в сфере эколого - просветительской и природоохранной тематики, работа в учреждении ведется в соответствии с современными требованиями и реалиями. Поэтому сегодня на первый план выдвигается поиск новых эффективных путей и способов экологического образования. Это обозначило проблему необходимости создания системы непрерывного экологического образования в образовательном пространстве г. Шадринска - [1].
Таким образом, экологическое образование создает предпосылки для развития экологически грамотной личности, неотъемлемым элементом которого является осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система обучения обладает высокой эмоционально – ценностной адаптацией и быстрой реакцией к происходящим в современном обществе изменениям. Благодаря дополнительному образованию у детей есть свобода выбора программ по естественнонаучной направленности.
Список литературы:
1.         Емельянова, С. Учреждений дополнительного образования много быть не может. // Исеть. – 2017. – № 22. С 2-5.
2.         Кайгородцева, М. В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. - Волгоград: 2009. – 377 с.
3.         Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания. // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 1. С.27-30.
Январь 2021