Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЛАТФОРМА «СБЕРКЛАСС» – НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ватаева Мадина Эльбрусовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ-лицей,
г.Владикавказ, РСО-Алания
С начала 2020-2021 учебного года МБОУ-лицей г. Владикавказа является участником программы «Цифровая платформа персонализированного образования в школе». Учителя лицея в течение полугода проходили обучение для работы на платформе «Сберкласс» и параллельно практически применяли навыки на уроках в 5 «В» классе.
Платформа «Сберкласс» – это новый эволюционной продукт; это инструмент, который реализует персонализированную модель образования (ПМО). ПМО помогает детям развивать навыки XXI века: умение ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативным и критически мыслить.
После полугода работы на данной платформе мы хотим отрефлексировать опыт работы над контентом по литературе, рассказать о специфике упаковки школьной литературы в платформенные решения и поделиться плюсами и минусами «Сберкласс»-а, замеченными нами в период дистанционного обучения в лицее.
Вначале поговорим о плюсах платформы. Как для учителей, так и для учеников платформа «Сберкласс» является абсолютно бесплатной. Учитель использует её как библиотеку, потому что информация, которая собрана на сайте, больше, чем логика каждого отдельного учебника или конкретной тетради. Это эманация, новое воплощение учебника, которое мы бы сравнили с библиотекой. Ученик и учитель могут пользоваться платформой и информацией в любое удобное для них время.
Следующий огромный плюс мы видим в том, что участники образовательного процесса, работая на платформе, могут пользоваться трудами, разработками топовых учителей РФ. Таким образом появляется возможность учиться у лучших из лучших.
Нам нравится также, что на платформе представлен яркий, живой и глубокий материал для учащихся и учителей. Создатели контента активно применяют тексты новой природы, элементы современной коммуникативной среды, соцсетей, медийных проектов, актуальной культуры, современной, в том числе и популярной, не потому что они примитивизирует литературу как предмет, а потому что пытаются развернуть классическую литературу к подросткам через популярную литературу, или медиа, или комиксы, или фильмы. Например, когда ученики смотрят современные эпические фильмы, к ним приходит понимание героического эпоса. Задания на платформе, другими словами, служат для привлечения к тексту произведения.
На наш взгляд, это всего лишь способы открытия классики для детей.
Обязательно в программе каждого года на платформе есть модуль «Литература про меня». Это современные тексты, написанные для подростков и о подростках. Романы «Пар» Аманды Филиппачи и «Чудо» Ракель Храмильо Паласио (псевдоним Ар Джей Паласио) и многие другие встроены в единую систему работы и позволяют сформировать аналитические умения, которые позволяют развернуть литературу к подросткам, ученикам.
Приведём еще один пример. В 7 классе есть задание, где нужно подобрать саундтрек к житию. Это деятельность абсолютна понятна детям, так как они ежедневно с этим сталкиваются.
Дети на протяжении всего модуля учатся создавать лонгрид, а в конце, на 4 уровне (это исследовательские и творческие задания), создают его (лонгрид) на основе «Повести о разорении Рязани Батыем». То есть интегрируют в собственный продукт разные медийные жанры.
Кстати, лонгрид – сейчас один из ведущих инструментов современной мультимедийной журналистики.
Еще один плюс платформы «Сберкласс» мы видим в том, она даёт учителю возможность играть модулями, словно в конструктор «LEGO», так как нет привязки к конкретному УМК. Работая в 6 классе, можно брать модули из 5 класса, или наоборот.
Предмет «Литература» уложили в прокрустово ложе платформы, то есть максимально унифицировали: выбраны только те произведения, которые чаще всего встречаются в разных программах (пересекаются), и все они соответствуют примерной программе и федеральным программам.
Подвижность модулей, в свою очередь, позволяет ученикам планировать собственную образовательную траекторию, ставить те цели и добиваться их, которые кажутся им интересными здесь и сейчас. Отсюда повышается мотивация учиться у учеников – основная цель образования.
Более того, каждый модуль начинается с мотивационного этапа. Это проблемный вопрос. Это вопрос, на который нет ответа и ответа быть не может. Ученик даёт на него ответ в начале и в конце модуля. Мотивационное задание связывает всё дальнейшее с личным опытом учащегося, задействует все органы чувств и сферы жизнедеятельности. Создатели модулей искренне надеются, что в конце концов что-то из перечисленного обязательно «зацепит» ученика.
Например, обучающемуся предлагается ознакомиться с сорока цитатами из древнерусских произведений. Затем он выбирает те, которые им понравились, и на основе них пишет текст для своих одноклассников, почему древнерусская литература – это круто и актуально.
Очень понравилось, что на уроках литературы можно работать не только с текстом художественного произведения. Любое литературное произведение получает вторую жизнь, второе дыхание через живопись, музыку, кинематограф. Заданий, связанных со всеми этими областями культуры, множество. Детям очень понравилось задание «Первое свидание. Маша» из модуля «Дубровский». Им предлагалось поработать в группе, перечитать фрагмент одной из глав (тот, в котором Маша получает записку и ждет свидания). Затем представить себе, что они съёмочная группа и будут снимать этот эпизод. Им нужно было написать задание для съёмочной группы; представить себе, как всё это будет воспроизводиться, где будут стоять герои, то есть разработать мизансцену; подумать, будут ли видеовставки, будет ли звучать музыка. Им это очень понравилось. Лицеисты попросили не только расписать, но попробовать снять видео самостоятельно.
Учащимся очень понравились буктрейлеры. Хотя это и уровень 4.0. Поскольку дети очень любят снимать видео для Tik-Tok, а тут возможность снять целый буктрейлер! Для подростков очень важен факт продуктивного собственного действия, авторского действия.
Платформа предлагает медленный темп обучения. У некоторых учителей МБОУ-лицея данный пункт вызывает много вопросов: как отказаться от привычного набора текстов? Не получится ли так, что ученики что-то потеряют, а не приобретут? Здесь каждый учитель, на наш взгляд, сам должен найти ответ. Но, мы думаем, что нужно брать не количеством, а качеством! Нельзя понять текст, материал, не погрузившись в него как следует и деятельностно его не прожив. Современная программа перенасыщена текстами. Они бесконечно мелькают, меняются каждый день. Если нам как учителям удалось сформировать общий способ действий на уроке, если мы в результате совместной деятельности научили детей анализировать поэтический текст, то неважно, сколько будет впоследствии этих текстов. Ребенок научиться в этом жить. Он может это каким-то образом прочувствовать, увидеть, вообразить, нарисовать себе картину, понять. Понять с какой стороны к какому тексту он может подойти: где-то с точки зрения композиции, где-то с точки зрения лексики и т.д.
Что дает принцип «медленного обучения» ученику? Он позволяет участнику образовательного процесса выбирать темп обучения, управлять временем; даёт возможность переделать задание столько раз, сколько это необходимо ученику. Обучающийся может освоить следующие цели по тому же курсу, изучить дополнительный материал, поработать над целями другого предмета или вообще замахнуться на выполнение задач уровня 4.0.
Следующий плюс «Сберкласс»-а и, как нам кажется, самый важный заключается в том, что платформа открытая. Каждый учитель может дополнить её (платформу) своими модулями. Ведь всем известно, что самый лучший модуль – созданный самим педагогом, может быть, даже созданный для конкретного класса.
В свою очередь ученики в праве выбирать уровень обучения: 2.0, 3.0 или 4.0.
Уровень 2.0. — это преимущественно задания тестового, проверочного характера. Уровень 3.0. – это задания, которые готовят учащегося к государственной итоговой аттестации, ВПР. Задания уровня 4.0. — это задания повышенной сложности, развивающие творческие и исследовательские навыки учеников. Заметим, что контент платформы на всех уровнях отвечает всем требованиям ФГОС.
Чёткая структура каждого модуля платформе помогает учителям и ученикам быстро освоиться на «Сберкласс»-е.
Учитель выполняет роль тьютора, наставника, навигатора, который по необходимости может давать обратную связь. Ученикам, работающим в той логике, что предлагает платформа, комфортно обучаться с психологической точки зрения: нет страха перед оценкой, ответом, иногда учителем.
Что еще нам нравится на платформе «Сберкласс»? Любой учитель может видеть готовые и предполагаемые ответы на задания, а ученики - нет. Это экономит время преподавателя, которого и так всегда не хватает.
Как происходит оценивание на платформе? В отличие от других цифровых платформ, таких как Yandex, Учи.ру, «ЯКласс», платформа «Сберкласс» предлагает разные способы оценивания: что-то проверяет сама платформа автоматически, что-то проверяет учитель вручную, оценку за работу может выставить и весь класс, ребята могут оценить работы друг друга. Учитель может оценить как отдельное задание привычными для школьников оценками «три», «четыре», «пять», так и выставить оценку за выполнение всего модуля. То есть в ПМО используется накопительная система оценивания. Применение такой системы обеспечивает ученику успешно продвигаться от уровня к уровню без страха быть наказанным за неудачные попытки. «Уровень «засчитывается», как только учащийся продемонстрировал основания для его достижения, выполнив соответствующие задания и задачи. Предыдущие попытки в итоговой оценке не усредняются. Таким образом, ребенку даётся право на ошибку, а установка делается на личностный рост и развитие.
Хотим обратить ваше внимание на то, что весь контент платформы «Сберкласс» разнообразно тегирован. По этим тегам ученик понимает, чему он учится конкретно. Когда учащийся выполняет задания, результаты по этим тегам собираются в единую статистику, и он видит, например, что замечательно проявляет себя в групповой работе, а вот в анализе текста ему есть над чем поработать. То есть обучающийся видит свой прогресс. Что здесь еще очень важно? Когда ученик под каждым заданием видит теги, он видит оценивание как перспективу роста. Получается своего рода вдохновляющее оценивание. Это безусловный плюс для учащихся.
Работая на платформе «Сберкласс», в отличие от других цифровых решений, вы заметите, что каждые 10-15 минут, в зависимости от предмета, на экране монитора всплывает окошко, которое согласно требованиям СанПиН напоминает участнику образовательного процесса о необходимости отдохнуть. Создатели проекта на первое место поставили здоровье участников образовательного процесса. Именно поэтому все задания на платформе могут быть реализованы полностью онлайн (включая размещение результатов, которое происходит автоматически), полностью офлайн (например, дидактические игры; результат выполнения заносится учителем вручную) или смешанно (сочетание работы онлайн и офлайн).
Теперь поговорим о минусах. Минусов значительно меньше, чем плюсов, но всё же они есть.
Первая сложность, с которой столкнулся педколлектив МБОУ-лицея г.Владикавказа — это проблема обучения в течение полугода по специально разработанной для этого программе. Необходимость обучаться использованию новых цифровых инструментов вызывает у некоторых учителей отторжение (хотя дети давно уже владеют ими, им это интересно; отсюда налицо конфликт поколений в школе). Когда учителя из года в год работают по одному методу, видят результаты, им трудно отказаться от привычного; они не видят смысла в обучении, так как «старое» также приносит хороший результат.
Вторая сложность - учителей пугает новый для них принцип медленного обучения, так как они боятся что-то пропустить, чего-то недодать учащимся.
Третья сложность- необходимость писать собственную авторскую программу, создавать модули — это свое рода нагрузка для учителей, которые и так перегружены.
Четвёртая сложность - сама возможность выбора ставит учителей в тупик, так как влечёт за собой и определённую ответственность. Даже возможность поменять местами модули — это для них критично.
Какие сложности могут возникнуть у учеников при работе с платформой «Сберкласс»?
Во-первых, для того, чтобы работать с платформой, нужны минимальные знания работы с ПК и стандартными программами.
Во-вторых, платформа пока не располагает возможностями, чтобы на ней работали дети с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
Во-третьих, на платформе могут работать только конкретные ученики. Любой желающий, частное лицо, родитель, не могут быть зарегистрироваться на сайте, так как это системное решение, которое принимается главой региона, главой субъекта РФ на период эксперимента. На наш взгляд, в ближайшей перспективе данный минус будет ликвидирован и платформа «Сберкласс» станет доступной для всех желающих.
Подводя итоги, хотим сказать, что все цифровые решения сейчас направлены на одно - помочь учителю решить образовательные задачи. Цифровых помощников множество: Yandex, Учи.ру, МЭШ (Московская электронная школа), «ЯКласс». Платформа «Сберкласс» — еще один цифровой помощник. Какой из этих помощников выбрать, вам решать. Но, на наш взгляд, «Сберкласс» имеет преимущества перед всеми цифровыми инструментами: во-первых, потому что позволяет вести уроки ярко, необычно, запоминающе за счёт многообразия заданий, форм работы; во- вторых, потому что благодаря избыточному контенту позволяет найти то, что будет по душе как ученику, так и учителю; в-третьих, платформа «Сберкласс» — это спасение в период дистанционного образования.

Плюсы работы на платформе «Сберкласс»
Для учителя
Для ученика
Бесплатный ресурс
Бесплатный ресурс
Библиотека. Эманация учебника, транслирующая определенную методологию
Электронный учебник всегда под рукой
Доступ к разработкам самых лучших учителей РФ
Возможность ученикам из периферии учиться у лучших учителей
Яркий, живой и глубокий материал для массовой школы. Применение текстов новой природы.
Предмет развёрнут к подросткам, ученикам
Подвижная структура модулей =конструктор «LEGO».
Нет привязки к конкретному УМК
Возможность планировать собственную образовательную траекторию
Медленный темп обучения
Возможность управлять временем и темпом обучения; работать в группе, в команде или индивидуально – это также выбор ученика
Условная карта предмета со сквозными линиями
Развивать навыки постепенно, следить за своими результатами
Создание собственного модуля
Возможность выбирать уровень обучения
Учитель играет роль тьютора, наставника, навигатора; дает обратную связь
Психологический комфорт. Возможность получать обратную связь
Оценивание-понятное, разнообразное
Вдохновляющее оценивание. Тегированный контент позволяет видеть перспективу роста
Есть готовые ответы. Их может видеть только учитель.
Работать над целями другого предмета углубленно
Уровень 3.0 = требования к государственной итоговой аттестации; платформа реализует требования ФГОС
Ученики не теряют навыки правописания, т.к. продолжают аккуратно вести рабочие тетради и пишут контрольные работы
«Удобная упаковка». Удобно держать все под рукой во время замещения
Задания можно распечатать, выполнить их в тетради, а затем сфотографировать, прикрепить и отправить учителю
Соблюдаются требования СанПиН
Соблюдаются требования СанПиН
На дистанте работа на платформе – это спасение как для учителей, так и для детей.
Минусы работы на платформе «Сберкласс»
Для учителя
Для ученика
Необходимость обучаться использованию новых цифровых инструментов
Не могут зарегистрироваться частные лица
Принцип медленного обучения вызывает вопросы и пугает
Дети с ограниченными возможностями 8 вида пока не могут заниматься на платформе
Необходимость писать собственную авторскую программу, создавать модули
Нужны минимальные знания работы ПК и стандартными программами
Сама возможность выбора пугает учителей, так как влечёт за собой определённую ответственность

Хороший интернет, современная техника и кабинеты с определенной расстановкой парт.

Февраль 2021