учитель математики,
СОШ № 28,
г. Рыбинск
В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монету под названием "талант". Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Эта притча определила бытования устойчивых выражений: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант.
Поэтому Система успешной деятельности общеобразовательного учреждения - это развитие системы поддержки талантливых детей.
Это реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Конечно, широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
- определить дальнюю и ближайшую перспективу,
- найти и привлечь необходимые ресурсы,
- наметить план действий и,
- осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Эту работу можно проводить как с учащимися слабой подготовки так и с сильными учащимися.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой работы.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Как это можно организовать в сети Интернет? Как его создать? Как с ним работать? Этому учителю можно научиться на платформе ВИКИ.
Проект по теме «Я и функциЯ» для учащихся 7 класса предлагаю изучить.
Визитная карточка сетевого проекта
АВТОР (Ы) ПРОЕКТА
ФИО, место работы, должность
Манахова Ирина Михайловна, учитель математики,
СОШ № 5 г. Рыбинск
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта
«Я и функциЯ»
Цель проекта
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Расширение знаний по теме «Линейная функция и ее график»
Предметная область
Познавательное развитие
Межпредметные связи
Физики, информатика, математика
Категория участников
Учащиеся 7 класса, родители, педагоги
Продолжительность проекта
2 месяца
Типология проекта
Сетевой творческий
Сервисы проекта
Сайт проекта
Символика проекта
Эмблема
ОСНОВА ПРОЕКТА
Образовательные стандарты, рабочие программы
ФГОС ДО
Планируемые результаты
Целевые образовательные стандарты:
Информатика. Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Математика. Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос
Что такое функция?
Проблемные (й) вопрос (ы)
Как используется понятие в практической жизни?
Частные вопросы
Формы представления продуктов деятельности
1. История понятия функции.
2. Какие виды функций знаем?
3. Какой график у данной функции?
4. Как построить график?
5. Где в жизни применяем ее?
Презентация.
Буклет.
Тренажер.
Тест.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Название этапа/сроки
Педагог
Участники
Подготовительный
Подготовка информации, материалов, разработка сценариев, памяток, презентаций, согласие родителей,
Вносят свои предложения, предлагают помощь в подготовке
Проектировочный
проведение беседы с детьми, создание сайта проекта, проведение стартового опроса, изучение анонса проекта.
Заполняют документы. Принимают участие в мероприятиях, вносят свои предложения по реализации проекта. Участвуют в опросе.
Практический
Организация изучения темы
Составление презентаций. кроссвордов, ребусов
Исследование по предложенным вопросам
Принимают участие в викторинах, играх, исследованиях.
Выполняют тренажер, тест.
Составляют кроссворды, ребусы
Контрольно-коррекционный
Ведёт анкетирование, доску достижений, «Таблицу продвижения», оказывает необходимую помощь, отвечает на вопросы, вносит предложения.
Консультируются, обмениваются мнениями, вносят предложения.
Заключительный
Создают «Дерево знаний»
Организует заключительный опрос-рефлексию.
1.Участники получают сертификат участника сетевого проекта.
ПЛАН ОЦЕНИВАНИЯ
До работы над проектом
В ходе реализации проекта
После завершения работы над проектом
Стартовая анкета.
Таблица продвижения.
Самооценка.
Анкета «Ваше мнение»
Описание процедур оценивания:
Таблица продвижения заполняется по мере выполнения мероприятий проекта участниками.
РЕСУРСЫ
Технологическое оборудование
Интернет
Программное обеспечение
Прочее оборудование, принадлежности
Печатные материалы
Интернет-ресурсы
Безопасность в сети Интернет - по ссылке https://cloud.mail.ru/public/C4PX/TedDNZuDJ
"Я создаю презентацию" памятка по ссылке https://docs.google.com/file/d/0B708Dq3C39-TUFFIb3pXdmIyZ1U/edit
Памятка "Я создаю буклет" по ссылке https://docs.google.com/file/d/0B708Dq3C39-TbkRKRFhSUlBLOVk/ed
Другие ресурсы
Краткая аннотация:
Этот проект реализуется в рамках ФГОС основного общего образования в предметной области "Математика", который направлен на формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Проект творческий направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков поиска и анализа информации, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Участниками проекта могут быть дети 7 класса, их родители и педагоги. Длительность проекта - 2 месяца.
Вывод
Метод проектов - такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.