Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Чалая Валентина Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»
г. Кандалакша
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Также описывается опыт использования адаптированных методов ТРИЗ в логопедической практике.
Ключевые слова: Общее недоразвитие речи; лексико-грамматические средства речи; морфологические средства языка; технология ТРИЗ; синектика; эмпатия; метод фокальных объектов.
V.P. Chala, teacher-speech therapist
MBDOU "Кindergarten №15 kompensiruyuschego vida",
Kandalaksha, Russia
FORMATION LEXICAL - GRAMMATICAL ASPECTS OF SPEECH AT PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT WITH THE TECHNOLOGY OF TRIZ
Abstract. The article discusses the features of formation of lexical-grammatical structure of speech in preschool children with speech disorders. Also experience of use of the adapted TRIZ methods in logopedic practice is described.
Key words: General speech deficiency; lexico-grammatical means of speech; morphological means of language; TRIZ technology; synectics; empathy; method of focal objects.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, относящихся к категории детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи является нарушение лексико-грамматического строя речи, поэтому, по признанию многих специалистов (Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская и др.), развитие лексико-грамматических средств речи является основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР.
У детей, поступающих в логопедические группы, обычно отмечаются значительные трудности в различных способах словообразования и словоизменения. Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, не используют флексии. Это объясняется тем, что лексическая основа слова выступает для ребёнка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий, а префиксы, суффиксы и окончания не обладают конкретным значением, являются слабым словесным раздражителем и потому не воспринимаются детьми. Грамматический элемент не сразу становится для ребенка с ОНР носителем определённого значения и однотипные ситуации не связываются с однотипными грамматическими элементами, как это наблюдается в норме.
В ходе обследования речи воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающих логопедическую группу, было выявлено, что наибольшие трудности у них вызывает употребление предложно - падежных конструкций существительных; падежных окончаний существительных множественного числа; изменение глаголов прошедшего времени по родам; согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными в падеже.
Для преодоления выявленных проблем нами определены следующие направления логопедической работы:
1.         Работа над развитием словообразования и словоизменения.
2.         Употребление предложно – падежных конструкций.
3.         Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.
4.         Дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени.
5.         Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
6.         Согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.
Процесс формирования лексико-грамматического строя речи должен осуществляться с учетом индивидуальных личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение детей с любыми нарушениями требует «специальной педагогической техники, особенных методов и приемов», а также на то, что «только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области». Поэтому особое внимание в логокоррекционном процессе мы уделяем подбору методов, приёмов и средств коррекционной работы с детьми с ОНР.
Исходя из актуальности проблемы, нами было выделено одно из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно -развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями - формирование лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР с помощью технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», - так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер и его последователи.
Практика показывает, что методы ТРИЗ являются «пусковым» механизмом в становлении речи детей, который помогает ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия, а так же развивать логическое мышление и память дошкольников.
Исследователи в области специальной психологии и логопедии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности. Специально проводимая работа, направленная на активизацию познавательной деятельности (дидактические игры и упражнения на основе методов технологии ТРИЗ), позволяет детям осознанно усваивать морфологические средства языка (языковые средства, которые позволяют выражать значения внутри слова), грамматически правильно строить предложения, накапливать активный словарь, что оказывает положительное влияние на развитие всей языковой системы.
Применение методов технологии ТРИЗ («системный оператор», метод эмпатии, синектика, метод противоречий, метод фокальных объектов, игры на функциональный и генетический подход) эффективно в обогащении словаря, совершенствовании грамматических категорий и развитии связной речи у детей с ОНР. Это подтверждает практика работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Известно, что содержание общения обеспечивается словом, поэтому важным направлением речевого развития ребенка является лексическая работа. В играх с использованием приемов ТРИЗ дети учатся пониманию обобщающего смысла слов, обозначают специфические признаки, параметры предметов, у них формируются классификационные навыки.
Игры в системе ТРИЗ, основанные на методе аналогий (синектики), например, «Пять волшебников», «Добавь словечко», «Необычные загадки», не только направлены на активизацию творческого мышления, но и отлично помогают корректировать недостатки освоения детьми некоторых речевых эталонов.
Работая по различным лексическим темам, мы широко используем игры на основе методов активизации перебора вариантов, например, такие как «Данетка», «Хорошо – плохо» и другие. Выявление противоречий дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Большое внимание в работе по речевому развитию дошкольников уделяем проблеме развития грамматического строя речи, овладение которым вызывает серьёзные трудности у детей, т.к. грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.
Для формирования лексико-грамматической стороны речи была составлена картотека с подборкой дидактических игр и упражнений с элементами ТРИЗ по всем лексическим темам. Например, «Что без чего?» на закрепление формы родительного падежа существительных по лексическим темам «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Одежда»; «Где что растёт?», «Кто где живёт?» на закрепление формы предложного падежа; «Что в чём?» для закрепления формы предложного падежа существительных по теме «Посуда» и другие. Различные дидактические игры с элементами ТРИЗ привлекают внимание детей, удерживают их стремление к победе, обеспечивают прочное усвоение речевого материала.
Использование «тризовских» игр по закреплению знаний об окружающем мире осуществляется в комплексе с предварительной поисковой деятельностью, чтением художественной литературы, проведением разнообразных игровых заданий.
Интересным для детей оказался и метод фокальных объектов или «метод
каталога», который применяется для усовершенствования, когда на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. При использовании данного метода в коррекционно-логопедической работе решались следующие задачи:
- снятие психологической инерции;
- активизация и пополнение словаря, работа над словами – признаками, согласование в роде и числе, работа над уточнением семантического значения слов;
- отработка сложноподчинённых предложений при ответе на вопрос «Когда, в каком случае это бывает?».
Этот метод также используется в работе по разным лексическим темам и особенно эффективен при знакомстве с временами года. С помощью метода фокальных объектов идёт накопление образных характеристик в процессе подбора определений к предмету в фокусе. Он позволяет тренировать детей в практическом использовании согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
Таким образом, использование методов ТРИЗ позволяет решать задачи развития речи детей через систему творческих заданий в процессе активного поиска, оживляет все основные направления речевого развития ребенка. Это дает возможность развивать творческий и умственный потенциал дошкольников, превращает занятие в игру, в результате которой у детей с ОНР значительно возрастает познавательная активность, появляется осознанность в построении лексико-грамматических конструкций, уверенность и желание говорить, психологическая раскованность на занятиях.
Положительным результатом систематической работы по формированию у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи лексико-грамматических категорий на основе приемов технологии ТРИЗ является повышение уровня развития логического мышления и речи дошкольников, выработка у детей умения оценивать свои действия.
Литература
1.Выготский, Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
2.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучение детской речи. [Текст] – М.: АПН РСФСР, 1961. – 470с.
3.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. [Текст] – М.: Просвещение, 1981. – 112с.
4.Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] – М.: Просвещение, 1990. – 239с.
5.Крылова, Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]// Дефектология. – 1989. - № 4. – с. 55-61.
6.Лалаева, Р.И. О «чувстве языка» у умственно отсталых школьников. [Текст]// Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. – С – Петербург: Образование, 1993. – с. 115-122.
7.Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] – С. – Петербург: Союз, 1999. – 158с.
8.Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. [Текст] – М.: Просвещение, 1965. – 246с.
9.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] – М.: Просвещение, 1969. – 214с.
10.                    Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. [Текст]/Под редакцией С.А. Мироновой. – М.: Просвещение, 1987. – 142с.
11.      Орлова, Д.И. Методы обследования интеллектуальных возможностей детей с нарушениями речи. [Текст]//Методы обследования нарушений речи у детей. – М.: АПН СССР, 1982. – с. 111-127.
12.                         Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 1. – С. 8-17.
13.      Филичева, Т.Б., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии. [Текст] – М.: Просвещение, 1989. – 232с.

Февраль 2021