Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТЕХНИКА ЭБРУ – ПОМОЩНИК В РАЗВИТИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Миронова Светлана Анатольевна,
воспитатель,
ГБОУ «Школа № 218»,
г. Москва
ТЕХНИКА ЭБРУ – ПОМОЩНИК В РАЗВИТИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развитие мелкой моторики у дошкольников – тема чрезвычайно важная, особенно когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающими определенные проблемы при дальнейшем поступлении в школу. Графомоторный компонент во многом определяет возможности ребенка при обучении письму и косвенно – чтению, от него зависит формирование у человека хорошего почерка. Все это в дальнейшем служит базой и средством для эффективного школьного образования.
Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму, которые выделяют специалисты, это нормализация мышечного тонуса, развитие двигательных функций руки и формирование графо-моторных навыков. Всем этим задачам в полной мере отвечает техника рисования на воде эбру, которую мы с ребятами из нашей группы осваивали в ходе цикла специальных занятий в рамках дополнительного дошкольного образования. Основной целью стало – формирование тонких, координированных движений рук детей, развитие пространственных представлений в процессе творчества. Данная техника способствует развитию плавности и точности движений, умения работать кистью, соизмеряя амплитуду, ритмичность, силу, скорость направление движения руки при рисовании.
Эбру – это древнее искусство рисования на воде, для которого используют специальные нерастворимые краски. В эбру используют только натуральные материалы: ручки кисти сделаны из древесины розового кустарника, а ворс – из конского волоса. Родиной эбру принято считать Восток. В переводе эбру – это облачный, волнообразный.
В этой технике есть неоспоримые преимущества:
·           не бывает отрицательных результатов;
·           даже самые неуверенные дети почувствуют уверенность;
·           эбру учит не бояться экспериментировать;
·           улучшает ориентировку на плоскости, тем самым способствуя формированию пространственных представлений;
·           укрепляет мышечный тонус кистей рук;
·           развивает воображение и творческое начало.
В ходе занятий дети знакомились с техникой эбру, ее историей, назначением, с иллюстрациями и расписанными в данной технике предметами. Ребята узнавали новые слова: гильгит, баталл (название фонов) и другие. Они учились видеть и выделять характерные элементы росписи фонов, а также обращали внимание на особенности техники – с какой выдумкой и фантазией изображены узоры, которые мы часто видим в окружающей природе: камни на море, капли дождя на стекле, облака на небе.
В целом наш проект был построен на игровых принципах. Использовался прием постепенного усложнения. Создавая узоры на воде, ребята учились держать линию, ограничивать свои движения, что необходимо при написании букв. В ходе реализации проекта дети учились не только рисовать на воде, но и пробовали использовать эбру как декоративно-прикладное искусство – окрашивали деревянные заготовки, ткань, новогодние игрушки.
На первых занятиях дети знакомились с правилами техники безопасности, материалами и осваивали основные приемы рисования. Затем были тематические занятия-импровизации, где ребятам была предоставлена полная свобода в выборе материалов и приемов рисования. В конце обучения дети знали основные цвета, понятие симметрии, соблюдали последовательность в работе, могли использовать разнообразные приемы рисования.
После проведенного цикла занятий у детей было отмечено улучшение ориентации на листе бумаги, у всех ребят был сформирован правильный захват кисти, изменилась сила нажима, появилась плавность и ритмичность движения руки при рисовании.
Наши ребята участвовали в художественных выставках различного уровня, где многие из них заняли призовые места. Также проводились мастер-классы с родителями. Ведь эбру – это еще и отличный вид отдыха, который доставляет как детям, так и взрослым истинное удовольствие. Техника эбру – это замечательный способ оценить процесс, а не конечный результат.
Педагоги могут использовать технику эбру в работе с детьми. Она не только помогает формировать графомоторные навыки, но и позволяет объединить игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Эбру дает ребенку возможность творить и создавать свой собственный мир, где нет границ.
Февраль 2021