Конференции

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ: ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Вербицкая Татьяна Игоревна,
    учитель-логопед,
    Губанова Татьяна Леонидовна,
    воспитатель логопедической группы,
    ГБДОУ д/С № 9 Колпинского района,
    г. Санкт-Петербург
    В современных условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием компьютерных технологий. На сегодняшний день изменения произошли во всех сферах жизнедеятельности. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех участников этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
    Основная задача дошкольного учреждения – использовать актуальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые максимально соответствуют поставленной цели развития личности.
    На сегодняшний день, развитие коммуникационных и информационных технологий происходит быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно связаны с компьютерными технологиями. Таким образом, данные технологии используются в современных реалиях не дополнением в обучении и воспитании, а являются неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.
    В условиях пандемии, главная задача ДОУ - продолжить образовательный процесс. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
    Процесс дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность взаимодействовать с педагогом (с необходимым специалистом), просматривать видео-занятия, презентации, изучать учебный материал, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. Также, дошкольник может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
    К особенностям дистанционного обучения дошкольников можно отнести отсутствие самостоятельности, мотивации к получению знаний, умений и навыков. Педагогу необходимо заинтересовать, увлечь ребёнка актуальными заданиями, яркими картинками, весёлой музыкой.
    Ещё одну особенность необходимо учитывать при проведении дистанционного обучения у дошкольников, это – контроль. Роль родителя-тьютора достаточно велика.
    Рассмотрим преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
    Возможность непрерывного режима обучения, необходимого для дошкольников с ОВЗ (воспитанники коррекционных групп в ДОУ).
    Возможность быть участником образовательного процесса для родителей.
    Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
    Отличный методический фундамент – авторские презентации, видео, игры и задания.
    Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
    Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам дошкольник не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости.
    Нет авторитета педагога. Многие дети воспринимают действительность так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
    Обстановка. Дистанционное обучение предполагает занятия дома, в любом месте, где может быть совсем неудобно ребёнку.
    Отсутствие коммуникативных навыков. Нет общения со сверстниками. В дальнейшем, дошкольникам сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
    Дистанционные образовательные технологии позволяют решить ещё одну задачу педагогов ДОУ: проводить работу с родителями. Параллельно, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Также, педагоги повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, что способствует:
    - повышению информационных знаний (компьютер воспринимается родителями и детьми, как средство для получения знаний);
    - индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
    - обеспечению непрерывности обучения (дошкольники, находящиеся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
    Примеры дистанционной работы педагогов ДОУ:
    1.         Использование платформы Zoom.
    Проведение онлайн-занятий со специалистом (логопедом, дефектологом, психологом) 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. Создание актуальных презентаций, видео-роликов, заданий для самостоятельной работы.
    2.         Создание видео-занятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о лексической теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
    3.         Запись воспитателем видео мастер-классов по лексической теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Оригами», «Аппликация».
    4.         Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернета (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и мастер-классы)
    5.         Участие воспитателя с детьми в дистанционных конкурсах (составление рекомендаций для родителей). Работа с родителями и детьми он-лайн, по видео связи WhatsApp,составление коллажей и небольших видеороликов.
    6.         Подбор порталов для родителей, которые можно использовать для развития, обучения и развлечения детей дошкольного возраста.
    Таким образом, технологии дистанционного образования, в современном мире наиболее приемлемы в процессе развития образования, взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, а также доступны многим педагогам. Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, на сегодняшний день, невелик и требует доработок. Однако, вынужденный опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
    Февраль 2021