Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Иванова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ №3 г. Надыма,
г. Надым, ЯНАО
Дистанционное обучение - форма получения образования, при которой учитель и учащийся взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Во время дистанционного обучения ученики занимаются самостоятельно по специально разработанной программе, просматривают записи лекций учителя, выполняют задания, консультируются с учителем в онлайн-чате и отправляют на проверку свои работы. Такое обучение называется электронным и является продолжением дистанционного. Во время онлайн-обучения ученик смотрит уроки в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с педагогом, общается с одноклассниками в чатах. Сходство дистанционного обучения и онлайн-обучения и – процесс получения новых знаний и навыков вне класса и непосредственного контакта с педагогами. Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между учащимися и учителем есть дистанция. При «онлайн-обучении» обучение происходит при помощи интернет - соединения и технических приспособлений (гаджетов). Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий процесс самообучения по месту жительства. Дистанционное обучение следует рассматривать в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. В настоящее время существуют модели организации учебного процесса, позволяющие более полно реализовать возможности интернет-технологий:
- интеграция очных и дистанционных форм обучения; - сетевое обучение;
- сетевое обучение и кейс-технологии;
- обучение, построенное на видео-конференц-связи.
Интеграция очных и дистанционных форм обучения – это наиболее перспективная модель применительно к школьному образованию.
Сетевое обучение нужно, когда возникают сложности с качественным обеспечением обучающихся очными формами обучения (для детей - инвалидов, детей сельской местности и др.).
Сетевое обучение и кейс-технологии необходимы для дифференциации обучения. В настоящее время существуют уже утвержденные печатные пособия, опираясь на которые можно эффективнее строить обучение, можно углублять этот материал для продвинутых обучающихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения для слабых учеников.
Обучение, построенное на видео-конференц-связи, связано с телевизионными технологиями, это трансляция занятий с помощью видеокамер и оборудования на расстоянии.
Положительные моменты дистанционного обучения:
гибкость – учащиеся в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета;
модульность – каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям;
специализированный контроль качества обучения – применяются дистанционно организованные проверочные и контрольные работы, практические и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тесты.
Особенности дистанционного обучения:
1. Мотивация. Без мотивации процесс обучения будет невозможен, так как дистанционное обучение не предполагает строгого контроля со стороны учителя.
2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ученик осваивает самостоятельно. Если у ребёнка нет навыков самообразования, то ему процесс обучения будет даваться крайне сложно.
Для того, чтобы в процессе обучения учащиеся и учитель могли общаться посредством информационных и телекоммуникационных технологий, необходимо, чтобы каждый ученик имел начальный уровень подготовки в плане работы с персональным компьютером и имел навыки работы в сети Интернет.
Особенности организации дистанционного урока.
Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам обучающегося, быть ориентированным на его практическую деятельность, развивать мышление и практические навыки ученика.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, которая проводится в определенных временных рамках, при которой учитель руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия учителя с учащимися:
- в режиме онлайн с учениками, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
- в режиме офлайн местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа учащихся, которые могут учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем.
В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.
Первый тип - учитель и ученик удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в интернете
Второй тип - учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.
Третий заключается в размещении учебной информации на учебном сайте. Дистанционные уроки включают следующие виды:
1. Анонсирующие занятие. Цель – привлечение внимания обучающегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт ученика. Может быть записано как видеолекция.
3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Может проводиться индивидуально по электронной почте или с использованием чата.
4.Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
5.Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату.
6. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учеников. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций.
7. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.
8.Урок с использованием видео-конференц-связи. Такой тип урока не отличается от обычного урока. Проходит в реальном режиме времени. Структура дистанционного урока включает в себя элементы:
1.Мотивационный блок;
2.Инструктивный блок (инструкции по выполнению заданий);
3.Информационный блок (система информационного наполнения);
4.Контрольный блок (система тестирования и контроля);
5.Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
При разработке дистанционного урока необходимо:
1.Определить тему дистанционного урока.
2.Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3.Определить цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4.Выбрать наиболее оптимальные по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5.Выбрать способы доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структурировать учебные элементы, выбрать формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
7.Подготовить глоссарий по тематике дистанционного урока.
8. Подготовить перечень материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные webквесты, тексты «бумажных» пособий и др.
9. Разработать контрольные задания для каждого учебного элемента урока. Выбрать систему оценивания и формирования критериев оценивания ответов учеников.
10. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории учащихся (рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать: для обучающихся в I–IV классах – 15 мин)
11.Подготовить технологическую карту урока.
12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
Основные требования к уроку, построенному на основе дистанционных образовательных технологий: 1. Внешний порядок урока. Является точное начало и точное окончание урока.
2. Внутренний порядок урока (его структура). Целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель.
3. Проблемный подход к обучению, в котором ученики должны совершить мыслительные операции.
4. Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие заданий возрасту учащихся.
5. Требования к обучаемым, непосредственным участникам урока. Учащиеся должны иметь навыки пользователя компьютера.
6. Хорошая активность учащихся. С этой целью нужно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока.
7.Мотивация деятельности учащихся. Мотивация достигается реальными целевыми установками учеников, заключающимися в создании проблемных ситуаций.
Современные школы, учителя и школьники в настоящее время имеют доступ к разнообразным учебным материалам по большинству предметов школьной программы (текстов, иллюстраций, видеоматериалов и т.п.), которые позволяют получать образование дистанционно. Большая часть учебных материалов доступна для работы бесплатно.
Создание электронных платформ с использованием новейших технических разработок позволяет организовать качественное онлайн-образование. Рекомендуемые образовательные платформы для дистанционного обучения: 1. Портал дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru.
2.Российская электронная школа https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
3. Учи.ру https://uchi.ru/. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5-9 классов.
4.Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования.
5.ИнтернетУрок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе.
6.Якласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
7.Яндекс.Учебник. Сборник интерактивных задач по математике и русскому языку, охватывающих программу 1-5 классов.
8.Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru».
Февраль 2021