Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ ДЛЯ 2-3 КЛАССОВ

Буданова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
КОУ ВО «Бобровская ШИ»,
г. Бобров
Хореография - это средство воспитания широкого профиля.
Здоровьесберегающие технологии в хореографии в современном мире обязательно должны формировать у обучающихся здоровый образ жизни. Основные их методы направленны на оздоровление молодого поколения, укрепление здоровья. Поэтому в основе всего обучения лежат инновационные методы и технологии. Дети с нарушения слуха имеют отклонения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать педагогу при организации работы:
- замедленность в изучении двигательных навыков;
- трудности сохранения статического и динамического равновесия;
- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- невысокий уровень развития силовых качеств (статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
- замедленная скорость обратной реакции;
- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
Малоподвижный образ жизни, нарушения в физическом развитии, учебные нагрузки – приводят детский организм к серьёзным заболеваниям. Занятия хореографией способствуют гармоничному и физическому развитию личности ребенка. Дети на занятиях учатся танцевать, становятся физически крепкими. Хореография - это искусство, любимое детьми. Если использовать здоровье сберегающие технологии на занятиях хореографией, можно укрепить здоровье детей, дать организму правильную физическую нагрузку, сформировать правильную осанку, походку, развить физический тонус, интеллектуальные способности, обучая здоровому образу жизни. Охватывая разные сферы личности ребенка, занятия хореографией воздействуют на эмоционально-психическое, физическое развитие, дают большие возможности для разрешения проблем, связанных со здоровьем, формируют основные знания, навыки здорового образа жизни.
На занятиях хореографией можно использовать экзерсис упражнений на пластику, элементы коррекционной гимнастики, которые вырабатываю у детей правильную осанку и координацию движений, развивают двигательные навыки, учат ориентироваться в пространстве.
Основное условие здоровьесберегающих технологий является четкая организация занятий, дисциплина, соблюдение техники безопасности и рекомендаций педагога, которые сочетаются с самостоятельной работой в исполнении заданий.
Занятие по хореографии должно иметь переход от простого материала к более сложному.
Здоровьесберегающие технологии повышают мотивацию на изучение предмета, помогают создать творчество, эмоции, фантазию, увидеть технику движения в процессе обучения.
Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий в хореографическом обучении состоит в том, что хореография обладает огромным здоровьесберегающим стимулом, который мотивирует детей на творчество, воспитывает здоровый образ жизни, приобщает к физическим нагрузкам.
Здоровьесберегающие технологии, которые необходимы в обучении хореографии:
·           организационно – педагогические,
·           педагогические технологии,
·           учебно-воспитательные технологии,
·           физкультурно-оздоровительная технологии.
Организационно-педагогические технологии используют методический индивидуальный план прохождения программ, которые учитывают физические возможности обучающихся с нарушением слуха, расписание занятий, основные формы деятельности занятий.
Состояние здоровья детей, его развитие, безопасность зависят от санитарно-гигиенического состояния помещений: освещенности зала, оборудования, удобной танцевальной формы, спортивных атрибутов. Зал для занятий должен быть просторным, светлым. Одна из стен зала оформляется зеркалами. Для детей с нарушением слуха обязательно должно быть наличие хорошего специального технического оборудования: ноутбук, колонки, музыкальная аппаратура.
У каждого из детей слуховые аппараты.
Педагогические технологии основываются на методическом материале, которые сочетают вместе с психолого-педагогической установкой, наглядный материал.
Раскрыть способности каждого ребенка с нарушением слуха помогут здоровьесберегающие технологии. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, организовывая на занятиях психологический комфорт и доброжелательность, уметь исправлять тактично ошибки в исполнении комбинаций, движений.
Учебно-воспитательные технологии формирует культуру здорового образа жизни.
Проводится словесная и наглядная организационно-воспитательная работа с детьми. Педагогом поддерживается творчество самих обучающихся. Используется мотивация внешняя: похвала, поддержка, соревновательный метод. Внутренняя мотивация: интерес к изучаемому материалу, желание узнать как можно больше о здоровом образе жизни.
На занятиях хореографии здоровьесберегающие технологии помогают разряжать обстановку занятий, что влияет на физическое здоровье детей, позволяет их активизировать, воспитывает понимание, что занятия хореографией помогают поддерживать здоровье и пластические возможности тела. При обучении детей танцевальным комбинациям, танцам, упражнениям используют наглядные и практические методы. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности, а также умственных способностей.
Физкультурно-оздоровительные технологии используются для физического развития детей, укрепления и формирование двигательных навыков обучающихся, которые восстанавливают физическое здоровье.
Занятия учат правильно управлять мышечным аппаратом, тренируют силы, выносливость, быстроту, гибкость, формируют пластику движения.
Комплексы специальных физических упражнений развивают координацию движений: нервную, мышечную и двигательную.
На занятиях используется индивидуальный подход: увеличение или уменьшение сложных движений, использование спортивных атрибутов, расположение в зале, постепенное усложнение и ускорение темпа исполнения движений.
Основы правильного дыхания развивают выносливость, снимают физический зажим, не допускают переутомления.
Хореография сохраняет, развивает и укрепляет здоровье обучающихся, что является в современной жизни актуальным.
Используя здоровьесберегающие упражнения на занятиях хореографии, можно сделать выводы:
·           в результате работы над комплексом упражнений на середине зала, направленных на формирование правильной осанки и укрепление мышц корпуса, наблюдаются изменения с положительной динамикой;
·           занятия хореографией несут профилактическую работу против заболеваний сердечно - сосудистой системы;
·           развивается осанка, гибкость, пластика, выносливость, техника движений;
·           закрепляется привычка заниматься физическими упражнениями;
·           хореография – развивает эмоциональное состояние, насыщает организм кислородом, формирует эстетический вкус, избавляет от депрессии и застенчивости, а также от других комплексов.
По результатам проводимых мною открытых занятий, творческих выступлений на различных творческих сценических площадках я выявила, что у детей, занимающихся хореографией, высокие положительные результаты на внимательность, адаптацию, технику движения.
Вывод. Здоровьесберегающие технологии положительно влияют на организм детей, делая их физически раскрепощёнными, собранными и выразительными, помогают сохранить и укрепить здоровье, повышают стимул творческой работы, учат быть организованным, активным, воспитывают трудолюбие.
Заключение. Ожидаемые результаты:
Ребенок может быть здоровым, если он:
В физическом плане – формирует культуру здоровья,
умеет преодолевать физическую усталость, работает с желанием.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошую зрительную память, интерес к знаниям, любознательность, творческое воображение.
В нравственном плане – принимает критику педагога, трудолюбив, честен.
В социальном плане – уравновешен, артистичен.
План-конспект занятия по хореографии «Тренаж физического аппарата».
(для детей 8-9 лет)
Цель: укрепить мышечную структуру и приобщить к здоровому образу жизни обучающегося.
Задачи:
Образовательные:
- изучить упражнения на пластику, гибкость, выносливость;
- развить познавательный интерес и творческий потенциал ребенка.
Развивающие:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости;
- развитие координации движений.
Воспитательные:
- активизация творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- формирование эстетического восприятия.
Коррекционно- развивающие:
-укрепление физического здоровья детей;
-коррекция устной речи детей в процессе занятий;
Тип занятия: выработка умений и навыков
Основные методы работы:
наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), игровой (игровая форма подачи материала).
Средства обучения: ноутбук, музыкальное сопровождение, картинки, коврики.
Педагогические технологии:
здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная.
Межпредметные связи:
гимнастика; слушание музыки.
Структура проведения занятия:
- Вводная часть 3-5 мин.
-Основная часть (разминка 5 мин., комплекс «тренаж физического аппарата» 25 мин.)
- Заключительная часть 5 мин.
План занятия.
Вводная часть (3-5 мин): построение, поклон, обозначает тему и цель занятия.
Педагог: Сегодня мы будем изучать очень интересные движения
«Гимнастические упражнения», которые помогут укрепить мышцы спины, ног, рук. Они развивают гибкость, пластику, координацию движения.
Основная часть (25 мин.)
Педагог: сначала выполним разминку, разогреем все мышцы.
Проводится разминка на середине зала (5-6 мин.):
- медленное приседание, выпады вперед нижних конечностей;
- наклоны головы назад, вперед, в сторону;
- круговые вращения кистей рук, «веер»; «волна»; «лепим снежки»;
- подъем рук вверх («достать грушу»), круговые движения плеч;
-вращения плечевого пояса;
- подъем на п/пальцы по 2 позиции; поочередное поднимание на п/пальцы по 6 позиции с продвижением вперед;
- прыжки по 6 позиции вперед, прыжки из 2 позиции в 3 позицию.
Педагог: мы разогрели все мышцы, и я предлагаю поиграть. Я беру, например, одну картинку у себя со стола, показываю ее вам. Вы внимательно смотрите на нее и называете, что изображено на картинке. Название картинки будет названием нашего движения.
Комплекс «Тренаж физического аппарата» (25 мин.)
Упражнение «Пружина».
И.П. ноги по 6 позиции, 3 раза сделать резкие наклоны вперед, доставая ладонями до пола; на «четыре» выпрямить спину, руки поднять вверх.
Педагог: мы с вами узнали название первого движения, были пружинками, а сейчас у меня в руках 2 картинки. Скажите их названия.
Упражнение «Медведь».
И.П. – стоя на четвереньках руками и ногами мелко переступать то вправо, то влево. Упражнение повторяется 8 раз. Развивает осанку.
Упражнение «Кошка».
И.П. стоя на коленях, руками опираясь на пол перед собой, выгибать позвоночник в области поясницы («кошка выгибает спину»). Упражнение повторяется 4 раза. Развивает пластику, гибкость суставов, корпуса, силу рук.
Педагог: кошка и медведь двигались очень хорошо. А что еще у нас на картинках? На картинке забор. Мы перелезем через него, напилим, соберем дрова.
Упражнение «Забор».
И.П. ноги по 6 позиции, на «раз» поднять правую ногу, согнуть ее в колене, переступить через кольцо из сплетенных рук «перешли через забор» вперед, на «два» ногу перенести назад в исходное положение, поставить ее на пол. Повторить упражнение с другой ноги. Упражнение развивает равновесие, учит держать баланс.
Упражнение «Пила».
И.П. сесть по-турецки, скрестив руки подражать пилке дров (повороты корпуса в стороны). Встать, поднять и сложить с пола «дрова», согнувшись в поясе не сгибая колени. Упражнение развивает мышцы корпуса, ног, рук.
Педагог: у меня в руке кубик его можно катать по кругу, кувыркать в сторону. Хотите мы с вами сделаем тоже самое?
Упражнение «Кубик».
И.П. сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы прижаты друг к другу, колени максимально разведены в стороны, руки крепко держат носки ног. Сделать наклон вправо, затем перекат на спину, на левую руку без остановки. Движение повторяется до 10 раз. Сам исполнитель должен крепко держать руки и спину. Упражнение развивает силу рук, корпуса, гибкость спины, хорошую координацию.
Упражнение «Кувырок в сторону».
И.П. сесть на коврик и поджать под себя ноги, корпус наклонить вперед, руки сложить перед собой и поджать, голову опустить на руки. На счет «раз» сделать кувырок в сторону через правую руку на спину, на счет «два» сделать перекат на левую руку, поднять корпус, голову, оставаясь сидя. На счет «три» наклонить корпус, руки вперед, На «четыре» сделать кувырок в левую сторону, выпрямить спину. Повторить 4 раза. Упражнение развивает координацию движения.
Педагог: мы научились кувыркаться как кубик, посмотрим следующую картинку, дадим ей название.
Упражнение «Змея».
И.П. лёжа на животе, согнуть правую ногу в колене, захватить стопу правой рукой. Подтянуть ногу к голове, прогнувшись в спине. Упражнение повторить 6 раз с разных ног. Упражнение развивает поясничный отдел, мышц живота, тазобедренного сустава.
Педагог: мы сегодня хорошо работали. Вы были ловкими, пластичными, смелыми, изображали предметы, животных, хорошо говорили. Вам было интересно?

Февраль 2021