Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Прасолова Юлия Владимировна,
старший воспитатель,
МБУ ГГО «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»,
г. Губкин, Белгородская область
Основная функция МБУ Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - коррекция, реабилитация, восстановление утраченных социальных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.
Основной контингент центра - дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети из неблагополучных семей. В большинстве своем воспитанники центра это дезадаптированные дети, имеющие проблемы в различных сферах: личностной, интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой, с нарушениями в социальной сфере.
Цель социально-психологической реабилитации в условиях стационара центра - это восстановление и сохранение психического здоровья несовершеннолетних, коррекция отклонений развития, помощь в социализации и адаптации в социуме.
Реабилитационная работа с детьми осуществляется в отделении социальной реабилитации - специализированном структурном образовательном подразделении. В отделении работают воспитатели, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагоги-психологи, музыкальный руководитель, учитель – логопед.
При поступлении детей в центр, специалистами проводится первичная психолого-педагогическая диагностика. После анализа результатов первичной диагностики и обследования составляется индивидуальная комплексная программа реабилитационной работы. В программе реабилитации отражается обобщенная информация о ребенке, содержащая следующие сведения: состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков; степень общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.
Следующий этап - осуществление намеченной работы по индивидуальной реабилитационной программе всеми воспитателями и специалистами. Проводится промежуточная и итоговая диагностики. Завершающим этапом является личностный рост воспитанника, социальная адаптация и интеграция в общество.
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних осуществляется образовательная деятельность, на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, которая была получена в сентябре 2017 году.
Образовательная деятельность осуществлялась по 3 образовательным программам.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного учреждения Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» была разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям) – «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
На ее основе разработаны и реализуются рабочие программы:
1. по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности»;
2. по освоению образовательной области «Познавательное развитие» разделы:
- «Формирование элементарных математических представлений»;
- «Ознакомление с окружающим миром»;
- «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
3. по освоению образовательной области «Речевое развитие»;
4. по освоению образовательной области «Физическое развитие»;
5. по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разделы:
- «Изобразительное искусство»;
- «Музыка»
6. рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе «Скоро в школу»;
7. Программа психологического сопровождения образовательной деятельности в контексте деятельности в контексте ФГОС ДО на 2019-2022 год.
8. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного учреждения Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В рамках этой программы разработана и реализуется:
- рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста учителя-логопеда.
2. Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения Губкинского городского округа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» для детей 3-18 лет на 2018-2023 учебные годы (новая редакция). В рамках данной программы работают детские объединения по 2 направлениям:
Детские объединения художественной направленности:
1. «Волшебные краски».
2. «Чудеса своими руками»
3. «Шерстяной клубочек»
4. «Музыкальная шкатулка»
Детские объединения социально-педагогической направленности:
1. «Школа этикета»
2. «Мастерская общения»
3. «Школа здоровья»
4. «Школа безопасности»
Результатами реализации данной программы можно считать участие и победы воспитанников центра в конкурсах, выставках.
Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите воспитанников, оказывает содействие в получении образования, проводит работу по предупреждению правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, по профилактике злоупотребления ПАВ, оказывает социально-педагогическую помощь воспитанникам по выходу из трудной жизненной ситуации.
Приоритетным направлением в работе педагога-психолога является своевременное оказание психологической помощи и поддержки воспитанникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечение психологического благополучия и эмоционального комфорта детей посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств, создание благоприятных условий для личностного развития воспитанников.
И подводя итог, можно сказать, что реабилитационная работа в нашем центре строится, исходя из личности ребенка и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.
Февраль 2021