Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА КАК ОСОБЕННОГО ВИДА СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Громак Мария Александровна,
преподаватель ГБПОУ «Новгородский областной
колледж искусств им. С.В. Рахманинова»,
г. Великий Новгород
В настоящее время в России, эстрада представляет собой огромный пласт музыкальной отечественной и современной культуры, включающий в себя всё многообразие литературных, хореографических и музыкальных направлений, стилей и жанров. Несомненно, что «наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России» [2].
Одни из исследователей истории отечественной эстрадной музыки в своих работах рассматривают эстраду как явление массовой культуры, например М.М. Муратов, другие как культурологический феномен музыкального искусства (Е.Д.Уварова).
Эстрадное музыкальное искусство последней четверти XX в. является составной и неотъемлемой частью мировой музыкально - художественной культуры и культуры в России в целом. Само понятие «эстрада» существует только в России, оно происходит от французского слова estrade — что означает помост, возвышение – это синтетический вид сценического искусства, «объединяющий малые формы концертно-зрелищного искусства, а именно драмы, комедии, музыки, а также пение, художественное чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, акробатику, жонглирование, иллюзионизм и т. д.» [3].
Историк отечественной музыкальной культуры С.С. Клитин также называет открытую концертную площадку, приподнятую над землёй или над рядами кресел в зале эстрадой, отличая её от современной сцены, которая конструктивно представляет из себя закрытую с трёх сторон театральную площадку, подтверждая буквальное значение данного слова, что в переводе с латинского языка (strata) на русский язык означает шатёр, палатка [1].
Таким образом, мы имеем два почти противоположных значения: эстрада - нечто открытое, сцена – закрытое, замкнутое помещение. В современной жизни часто оба эти понятия считаются синонимами и объединяются под названием – эстрадная сценическая концертная площадка. Если рассматривать всё многообразие форм и жанров современной эстрады, традиционно их подразделяют на три группы (Клитин С.С.).
1. Концертная эстрада (или как её называли ранее дивертисментная – ряд номеров увеселительного характера) объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах.
2. Театральная эстрада проявляет себя или виде камерных спектаклей театров миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров) или же, наоборот, в масштабных концертных ревю, которые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой.
3. Праздничная эстрада в наши дни часто отожествляется с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе. Сюда же, естественно, следует отнести и праздника на стадионах, насыщенными спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, происходящие во дворцах и домах культуры, выступления в условиях кафе и ресторанов [1. С.14].
Несмотря на свою интернациональную природу, по сей день эстрадное искусство сохраняет народные традиции, которые и придают ему особую национальную окраску. Начав своё существование в эпоху Возрождения, эстрадное искусство было тесно связанно с народным творчеством и традиционной культурой. Появившись на уличных подмостках и ведя своё существование от древних празднеств, клоунады, скоморошества, шествий и карнавалов, она развилась и эволюционировала до современных эстрадных концертов и спектаклей. В разных странах длительный процесс становления и развития эстрадного искусства протекал по-разному. Поиск новых жанров, форм и стилей – вот основное направление, по которому развивается эстрадное искусство ХХ в.
Эстрадное музыкальное искусство в силу своего всепроникающего характера тесно связано с другими массовыми искусствами такими как кино, театр, цирк, где особое значение приобретают поиски новых средств и приёмов выразительности, которые обогащают и усиливают современной язык эстрады, и, следовательно, оказывают сильнейшее воздействие на зрителя. Эстрадный актёр, в отличие от исполнителя академического плана, должен в совершенстве владеть многими профессиональными навыками, находиться «на стыке» нескольких видов искусств.
Одной из главной особенностей эстрадного искусства является то, что всё происходящее на сцене становиться открыто взору и взгляду публики. Действо, которое происходит на сцене должно быть максимально приближенно к аудитории. Актёр, помимо того обязан видеть и слышать публику, в свою очередь которая также должна вступает с ним в непосредственный контакт, в этой связи возникает обстановка максимальной доверительности и откровенности. Отсюда следует, что эстрадному искусству свойственно тесное сближение исполнителя и публики Исполнитель во время выступления превращает внимательных зрителей в активных слушателей и партнёров, позволяя им проявлять ответных реакций.
Эстрадный исполнитель и зритель себе позволяет значительно больше, чем предусмотрено, культурой академического концертного исполнительства. Как считает С.С. Клитин «подлинные эстрадные жанры предельно демократичны, в них уничтожена демаркационная линия между подмостками и зрительным залом». Для того чтобы зрителю захотелось вступить во взаимодействие, с исполнителем актёр эстрадного искусства должен оказаться человеком высоких идейно – нравственных позиций, содержательным и обаятельным собеседником, интересной личностью [1].
На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к музыкальному эстрадному искусству неоднократно менялось.
Многочисленные исследователи эстрадного искусства выделяют разные этапы развития отечественной эстрады.
Историк отечественной эстрады Л. Мархасев, в своём труде «Хронограф музыкальной эстрады» выделял пять периодов развития отечественной эстрады:
·           первый период (до 1917года) - эстрада была открыта всем жанрам, модам и поверьям – от оперных арий и русских романсов до французских шансонеток;
·           второй период (20-30-годы XX века) - советская эстрада отгородилась от «тлетворного влияния буржуазного Запада», в это время создаются самобытная песенная и джазовая культура;
·           третий период (40-е годы) – это период Великой Отечественной войны подаривший замечательные песни военных лет, но он отмечен диктатурой личного сталинского вкуса, «оставившей после себя в лёгком жанре выжженную землю»;
·           четвёртый период (50-60-е годы) стали временем возрождения музыкальной эстрады;
·           пятый период (начало 70-х годов) - на смену «старой» эстраде, которую теперь можно назвать классической советской, пришла новая. Вскоре её начнут называть на западный манер поп-музыкой.
По мнению другого исследователя, Е.Л. Рыбниковой, в работе которой профессиональное музыкальное искусство эстрады рассматривается как особое явление художественной культуры России, отечественная эстрада пережила три периода становления и развития:
1920-е – 1950 е гг. – первый период, который анализируется автором с помощью различных архивных документов, кратких публикаций в сборниках и монографиях. Всё внимание музыкальных исследователей и критиков этого времени было обращено к джазу. В эти годы эстрадное искусство, и, прежде всего джаз, подвергается острой идеологической критике, особенно со стороны РАПМ (Российской ассоциации пролетарских музыкантов).
1950-е – 1980-е гг. - второй период в развитии отечественного эстрадного искусства. Появилась возможностью изучения эстрадного искусства. Джаз и рок-музыка стали восприниматься как явления мирового музыкального искусства.
1980-е гг. – по настоящее время – третий этап – характеризующийся становлением профессионального образования в России в области музыкально-эстрадного искусства [2. С. 5].
Направление «Музыкальное искусство эстрады» в сфере отечественного высшего профессионального образования, возникло лишь в 1994 г. К сожалению, тогда эстрадное музыкальное искусство не вписывалось в строгую профессионально - музыкальную классическую модель образования и не признавалось музыкантами, получившими образование в рамках классической школы. В музыкальных училищах в этот же период возникают эстрадно-джазовые отделения, в учебных программах которых появляются дисциплины: эстрадное (джазовое) сольфеджио, джазовый вокал, гармония и теория джаза, история джазовой и эстрадной музыки и др.
В 1991 году произошло тотальное проникновение западной и американской рок-музыки в отечественное культуру, что повлекло за собой смену ценностей и направлений в развитии отечественной культуры и привело к окончательному закреплению в эстрадном искусстве поп-музыки, которая теперь определяется как массовая культура, включающая в себя разнообразные стили направления и жанры музыки. Необходимо учитывать и влияние научно – технического прогресса на развитие многих современных направлений и жанров эстрады. Техника звукоусиления, звукозаписи, расширившиеся возможности видеосъёмки, усовершенствованная световая аппаратура всё это позволяет значительно усилить эмоциональное воздействие эстрадных произведений на слушателей.
Эстрадный вокал является частью нашей повседневной жизни и его влияние на молодое поколение очень велико. Эстрадная музыка заполняет сегодня всё информационное пространство - это радио, телеэфиры, газеты, журналы, она распространяется на компакт – дисках, кассетах и цифровых носителях. Государственные и частные коммерческие структуры вкладываю огромные средства в развитие поп-музыки. Роль музыки и эффект её влияния особенно проявляется в молодёжной среде – это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни. Все эти особенности и свойства побуждают молодёжь стремиться к освоению современных эстрадных жанров и искать пути для реализации своих желаний.
Эстрадная музыкально-исполнительская деятельность, объединяет в себе всё многообразие жанровых компонентов: индивидуальный вокально-технический стиль, актёрское мастерство, сценический имидж и др. Эстрадное пение не случайно считается одним из самых сложных и интересных видов вокального искусства, освоение которого требует мобилизации способностей и творческих возможностей от желающих постичь все тонкости этого направления.
Библиографический список.
1.         Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории. Истории и методики, учебное пособие. Л.: Искусство, 1987. - 192 с.
2.         Рыбникова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: автореф. дисс. … канд. пед. наук Санкт-Петербург 2007. – 34 с. [Электронный ресурс]. http://www.dissercat.com/content/razvitie-muzykalnogo-iskusstva-estrady-v-khudozhestvennoi-kulture-rossi
3.         Эстетика: Словарь/Под общ.ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
4.         Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах XX – XXІ веков. Сб. ст.
Вып.1. М.: ГИИ.2010. – 304 с.
5. Уварова Е. Д. Истоки российской эстрады. - Москва: Вузовская книга, 2013. -336 с.
Февраль 2021