Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассыпных Валентина Ивановна,
воспитатель,
МДОУ «Родничок»
д. Райсемёновское, г.о. Серпухов
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по воспитанию гражданско–патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И это прямым образом влияет на те стороны жизни семьи, социума, его информационное пространство, которые ответственны за формирование патриотического сознания. Многие дети не знают истории, не дорожат традициями своего народа, не ценят культуру, морально не готовы защищать Родину, у них не сформировано здоровое чувство долга перед Отечеством.
На огромную значимость этого фактора обращает наше внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания сказано: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе которой разработана программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», отмечено: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»
В 2020 году исполнилось 75 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией. Размышляя о страшных событиях той войны, мы преклоняемся перед людьми, проявившими беспредельный героизм на фронте и в тылу. Люди с оружием в руках защищали нашу Родину. Весь народ отдавал силы во имя одной цели – Победы в войне. Светлая память тем, кто не вернулся с поля боя и тем, кто ушел из жизни уже после войны. Но не менее важно отдать дань уважения тем, кто сегодня среди нас. По традиции в юбилейный год победы вся страна отдает дань героическому прошлому народа. В общении со взрослыми дети слышат воспоминания о войне и героизме наших людей. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память о погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает формирование гордости, любви и уважения к Отчизне. Именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.
Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне немыслимо осознание достоинства России, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ныне живущих, ни России.
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Вот поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное чувство». Это чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим. Оно (чувство) передается из поколения в поколение и является очень стойким.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания в детском саду «Родничок» является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
В рамках Рождественских образовательных чтений в детском саду было проведено ряд мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые направлены не только на создание условий для формирования представлений детей о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, но также дали детям возможность творчески выразить свои впечатления, знания о событиях военных лет, расширили знания детей о Великой Отечественной войне.
Работа с родителями включала в себя, помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды (подборка игрушек и художественной литературы), экскурсии с детьми в музей Боевой славы в Райсемёновскую СОШ, к памятнику Воинской Славы, оформили вместе в детьми тематический альбом, разучивали стихи и песни военных лет, побеседовали с детьми о прадедушках и прабабушках, воевавших в годы войны; родители и дети приняли участие в конкурсах рисунков и поделок.
Особо запомнились мероприятия: конкурс чтецов, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе участвовали дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников и воспитатели детского сада. По результатам конкурса в каждой возрастной группе были выбраны лауреаты конкурса, победители. Все участники получили дипломы. Педагоги вместе с детьми и родителями подготовили и провели итоговое мероприятие «Дух Великой Победы, сохраним в памяти на века», на который были приглашены ветераны, воспитатели из других детских садов. Дети подготовили концертные номера, где были песни, читали стихотворения, танцевали, инсценировали короткие боевые сцены, изготовили подарки и открытки для ветеранов своими руками. Слова благодарности взрослых, детские поздравления растрогали ветеранов до слез. В знак благодарности за внимание ветераны рассказали свои истории о войне. Уважение и гордость за наших дедов и прадедов - это то главное, что воспитывается в данные минуты у детей, которые живут под мирным небом.
Так же много эмоций у детей вызвала экскурсия к памятнику Воинской Славы, где дети вместе с педагогами и родителями возложили цветы и почтили погибших минутой молчания. Патриотическая направленность подготовленных мероприятий обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Таким образом, проводимая работа имеет положительный результат. Поставленные задачи нашли свою практическую реализацию. У детей появился интерес ко всему, что связано с военной тематикой, к людям, защищавшим Родину много лет назад. Дети знают по 2-3 стихотворения о войне, поют военные песни, имеют представления о повседневной тяжелой трудовой жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции, что заставило их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Родители поддерживали у дошкольников интерес к защитникам Родины, проявили активное участие во всех мероприятиях, у них повысилась заинтересованность в формировании гражданско-патриотических чувств у детей, улучшились внутрисемейные взаимоотношения.
Список литературы
1. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" http://cpvrb.ru/programmy/gosudarstvennaya_programma_na_2011-2015/
3. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
Февраль 2021