Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» ГОРОДА САРОВА

Петухова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Станция юных техников»,
Нижегородская область, г. Саров
Образовательный процесс не только в нашей стране, но и в мире с марта 2020 года претерпел кардинальные изменения. Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угрозы пандемии коронавируса (COVID 19). Детям, родителям и педагогам по всей стране пришлось осваивать новую для них форму обучения - дистанционную.
Перед нами, педагогами нашего образовательного учреждения, встал вопрос «Как организовать дистанционное обучение?». Ведь для нас, да и для детей и родителей, такая форма обучения была нова и непривычна. Организовать дистанционное обучение требовалось быстро, в сжатые сроки. Не было точного порядка, которому должны следовать педагоги на дистанционном обучении. Каждое образовательное учреждение приспосабливалось к внезапной смене учебной обстановки по-своему.
Рассмотрев все ресурсы, которые были у нашего учреждения, педагогический коллектив решил использовать социальную сеть «ВКонтакте».
Дело в том, что в нашем учреждении с октября 2019 года рамках бережливых технологий был дан старт проекту «Система обратной связи с родителями обучающихся». Целью данного проекта было создание быстрого «обмена» информацией между педагогами и родителями обучающихся с использованием социальной сети «В контакте». Реализация данного проекта позволила бы решить следующие проблемы:
- сократить большие временные затраты на создание системной работы по работе с информацией для родителей;
- не нарушать сроки подачи информации для родителей и получения информации от родителей;
- использовать альтернативные способы доведения информации до родителей.
Была создана группа учреждения в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/mbusut для обмена информацией между администрацией и педагогами, администрацией и родителями обучающихся. Для непосредственного общения педагогов с родителями своих учеников, каждый педагог создал свою группу по направлению своей деятельности. Ссылки на данные группы размещены в группе учреждения. Таким образом, родители обучающихся могли быстро получать информацию, как от администрации, так и от педагога.
К марту 2020 года установилась устойчивая связь между педагогами и родителями через группы в социальной сети «В контакте». Такой обмен информацией стал для обеих категорий привычен. Поэтому педагоги стали использовать свои группы «ВКонтакте» для обучения.
Процесс обучения представлял собой взаимодействие педагога, обучаемого и средств обучения. Возможности современных компьютерных средств и информационных технологий позволили возложить на средства обучения часть функций преподавателя и часть функций обучаемого, принятых в классической форме обучения. Информационные технологии в онлайн обучении играли роль инструментов, которые:
·           обеспечивали учащимся удаленный доступ не только к учебному материалу, но и к большому количеству справочной информации, в дополнительной, сопровождающей форме;
·           предоставляли учащимся средства общения с онлайн педагогом, который мог не только убедиться в знаниях подопечного, но и — как при очном обучении — принять решение по корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала;
·           

предоставляли возможность создания эффективных тренажеров, средств визуализации, максимального использования различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа";
Ключевым элементом построения обучения с использованием интернет-технологий являлось обеспечение удаленного доступа к учебному контенту.


При обучении детей через группы «ВКонтакте» мы как бы создали «Виртуальную школу» - образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение осуществляются через Интернет. Материалы по учебным программам были представлены в электронном виде и выкладывались в сеть таким образом, чтобы обучающиеся могли ими пользоваться. Эти материалы обычно включали в себя тексты лекций по предмету, презентации, видеоролики, интерактивные задания и тренажеры, словари, технологические карты по изготовлению изделий, чертежи, развертки, инструкции и т. д. Ознакомившись с материалами виртуального урока, обучающийся выполнял ряд заданий, а затем выкладывал фото выполненных заданий здесь же, в группе. Кроме педагога любой родитель и учащийся данной группы мог оставить свой комментарий по поводу выполненного задания. Обучающийся мог вступать во взаимодействие с педагогом, консультируясь по предметам. Для проверки уровня усвоения учебного материала применялся, как оперативный (встроенный в обучающий материал и контроль со стороны преподавателя), так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, самостоятельная работа, реферат и т.д.). Педагог также осуществлял контроль и оценку знаний обучающихся, общаясь с ними по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи.

 Дистанционное обучение или онлайн – обучение имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
для обучающихся -
·          обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
·          доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося при доступе к электронным образовательным ресурсам;
·          мобильность - эффективная реализация обратной связи между педагогом и обучающимся;
·          социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья;
·          творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
для педагогов –
·          технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
·          меньше временных затрат на подготовку дидактических раздаточных материалов к занятию и на проведение самого занятия;
·          нет привязки к расписанию занятий.
К минусам можно отнести:
для обучающихся –
·          отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Если рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;
·          необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Дополнительное образование не является обязательным и для обучающегося необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося;
·          необходимость постоянного доступа к источникам информации;
·          нужна хорошая техническая оснащенность, но не все обучающиеся имеют компьютер и выход в Интернет, и тем более принтер, чтобы распечатать материалы для выполнения практического задания;
·          обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
для педагога –
·          зачастую недостаточный уровень компьютерной грамотности для разработки компьютерных интерактивных заданий;
·          реализуемые программы не предусматривали проведение дистанционных занятий. Занятия приходилось выстраивать на ходу, интуитивно, что приводило к гораздо большим временным затратам на подготовку к занятиям.
·          отсутствие точного понятия продолжительности рабочего дня. Обмен информацией между администрацией и педагогом, обучающимися и педагогом, родителями и педагогом происходил в режим, близком к 24/7;
·          увеличилось время на прохождение программы - не все обучающиеся выполняли задания, так как дополнительное образование не является обязательным и приоритет отдавался школьным заданием. При возвращении на очную форму обучения уровень знаний детей был разным, и приходилось возвращаться к повтору тем;
·          невозможность организовать удаленно практические занятия на должном уровне;
·          теряется непосредственный контакт между обучающимся и педагогом.
Реалии нашего века таковы, что Интернет и угрозы пандемии коронавируса (COVID 19) образовали в дополнительном образовании детей (во всяком случае в нашем учреждении) новый вид педагогики, опирающейся на дистанционное обучение в современной телекоммуникационной среде, электронные образовательные ресурсы и педагогический дизайн. Педагогу приходиться осваивать практически новые профессии: верстальщик учебных материалов, графический дизайнер, тьютор, администратор систем управления, заниматься техподдержкой группы.
Самым же серьезным недостатком дистанционных форм обучения в сфере дополнительного образования детей приходится считать отсутствие специальных платформ в Интернете для организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Февраль 2021