Конференции

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ»

    Азанова Ольга Александровна,
    воспитатель,
    МКДОУ «Детский сад №2 «Родничок»,
    г. Шадринск
    Цель: jбогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
    Задачи:
    1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
    2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
    3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.
    Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.
    Используемое оборудование:
    Компьютер и проектор
    Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» (слова из китайской пословицы)
    План проведения:
    1 Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть)
    2 Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов (презентационная часть)
    3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (практическая часть)
    Ход проведения:
    Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой.
    Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
    Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
    Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
    Основные приемы работы со сказкой:
    1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
    Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка? ", "Кто из героев больше всего понравился и почему? ", "Почему герой совершил те или иные поступки? ", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке? ".
    2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".
    3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.
    4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
    5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
    6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.
    Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам объединиться в творческие группы: одна творческая группа – по одной сказке, вторая – по второй). колобок, аленький цветочек.
    (Садятся, каждая группа называет свою сказку).
    Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой».
    1. Викторина «Знаете ли вы сказки»
    «Узнай сказку по её отрывку»:
    1. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, простившись с зелёной кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей?
    2. Красна девица грустна –
    Приближается весна.
    Ей на солнце тяжко –
    Слёзы льёт бедняжка.
    Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
    1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
    2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
    «Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
    Кощей-, Мальчик - …, Елена -…, Василиса-…, Братец - …, Иван-…, Сестрица - …, Крошечка - ….
    Задание «Покажи свое отношение к герою» Для того, чтобы выяснить, кому из героев сказки вы сопереживаете в том или ином эпизоде, предлагаю карточки-символы:
    1. синий - мне жалко,
    2. жёлтый - хочу помочь,
    3. белый - справедливо,
    4. чёрный - несправедливо.
    1-я группа: сказка «Волк и лиса»: выразите свое отношение к волку. 2-я группа: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: отношение к Аленушке
    2 Задание «Сочини новое окончание сказки».
    Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
    1. К сказке «Лиса и журавль»
    2. К сказке «Три медведя»
    Задание «Отгадай настроение сказочных героев»
    Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)
    На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку.
    Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.
    Практикум «Этюд» Теперь я предлагаю вам этюд для выражения своих эмоций. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Я предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело)
    Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица,
    И жучок, и червячок,
    И медведица!
    Релаксационная игра «Волшебный цветок добра»
    Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
    Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
    Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
    Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами
    • Откройте глаза.
    • Посмотрите по сторонам.
    • Пошлите друг другу добрые мысли.
    • Всего вам доброго!
    Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться.
    Февраль 2021