директор,
МБОУ «Ластольская школа»,
Архангельская область, Приморский район
Любова Надежда Николаевна,
заместитель директора по УВР,
МБОУ «Ластольская школа»,
Архангельская область, Приморский район
Кузнецова Наталья Николаевна,
доцент кафедры педагогики и психологии,
АО ИОО,
г. Архангельск
Реализация права детей на обучение в Российской Федерации закреплена нормативно-правовыми документами. При этом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно в полной мере удовлетворять особые образовательные потребности данной категории детей.
К особым образовательным потребностям следует относить не только общие потребности, такие как, время начала образования, содержание образования, использование специальных методов и средств обучения, особую организацию обучения, продолжительность образования, но и специфические особенности, к числу которых можно отнести индивидуализацию обучения, введение в содержание обучения специальных разделов, оказание специализированной помощи средствами образования - использование определенных методов, приёмов и средств обучения, в том числе, технологий дистанционного обучения.
Дистанционное обучение, как совокупность информационных технологий, обеспечивает предоставление обучающемуся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с преподавателями в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Данные технологии основаны на использовании интернет- и видеотехнологий, современного мультимедийного интерактивного оборудования.
Организация дистанционного образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) является целесообразной, т.к. в силу специфики физического и психического развития дети нуждаются в организации индивидуального подхода, что не всегда возможно в условиях массового обучения.
Данная категория объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются заболевания нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. Дополнительно к перечисленным, выделяется группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями. Также имеется типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таким образом, вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию. Использование дистанционных форм в обучении детей с НОДА позволяет реализовать их право на образование, несмотря на удаленность от образовательной организации и способность ее посещения.
В Ластольской школе Приморского района Архангельской области с 1 сентября 2020 года обучается ребенок с НОДА. Ребенок имеет сложную структуру дефекта, установлена группа инвалидности (ребенок – инвалид), находится под диспансерным наблюдением ГАУЗ АО АКОБ. Ребенок не посещал дошкольную образовательную организацию, со стороны образовательного учреждения проводился патронат на дому с целью оказания консультативной помощи семье по воспитанию ребенка и отслеживания динамики развития.
В семье хорошие условия для воспитания и обучения ребенка, создана предметно - пространственная развивающая среда. Ребенок адаптирован в жилом помещении, контактен, эмоционально стабилен.
Перед поступлением ребенка в школу проведена психолого-педагогическая диагностика в спонтанной и специально организованной деятельности (игровой, познавательной, продуктивной) с целью фиксации индивидуальной динамики и построения образовательной траектории, использованы диагностические методики и опросники Н. Лускановой, Дж. Чейни, Н. Гуткиной, Д. Эльконина, С. Забрамной, Керна – Йирасека. Результаты обследования показали, что ребенок проявляет адекватные эмоции, с удовольствием вступает в беседу, ведет диалог, реагирует на похвалу. При решении заданий может быстро переключиться на решение новой задачи, выполнять задание самостоятельно, по заданной инструкции. При анализе продуктов изобразительной деятельности можно оценить отдельные эмоциональные изменения. При оценке эмоционально – личностной готовности отмечаем, что ребенок замечает неудачи в рисунках, пытается объяснить, почему так получилось, уверен в дальнейшей деятельности. При оценке речевого и познавательного развития отмечаем достаточный словарный запас, знания в назначении и использовании бытовых предметов, природных явлений, с точки зрения грамматики фразы построены правильно. Однако, в силу ограниченного сенсорного восприятия, возникают затруднения при формировании расширенных представлений о предметном и объектном мире, выделения нескольких качеств у предмета, классификации предметов, установления причинно-следственных связей. Аналитико – синтетическая деятельность на основе мысленного представления требует дополнительной помощи взрослого, задания выполняются при использовании наводящих вопросов, повторных разъяснений. На вопросы об обучении в школе, желании учиться, получать хорошие отметки ребенок реагирует живо, эмоционально. Мотивационно ребенок настроен на обучение.
Для обучения ребенка разработана Адаптированная образовательная программа для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.2 (5 лет). Администрацией учреждения заключён договор с Архангельским областным институтом открытого образования (АО ИОО) о вступлении в Программу «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов в Архангельской области», которая реализуется в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» на базе института ОУ АО ИОО с сентября 2010 г. Функция по организационно - методическому и техническому сопровождению данного мероприятия возложена на отдел дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Целью реализации Программы является создание безбарьерной образовательной среды для получения качественного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, с применением дистанционных образовательных технологий. В программе развития Ластольской школы (2020 г.) внедрение технологий дистанционного обучения является одной из ключевых задач.
Специалистами института оборудовано рабочее место ребенка в соответствии с требованиями санитарного законодательства, эргономики, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, определен спектр учебных предметов для кадрового обеспечения обучения в дистанционном формате, согласован с администрацией образовательной организации учебный план, индивидуальное расписание. Для обучения ребенку предоставлен персональный компьютер Apple, множительная техника, специальные технические приспособления (специальная клавиатура, мышь, джойстик, сенсорный планшет), подключен высокоскоростной Интернет. Обслуживание аппаратуры и обеспечение связи проводится инженерами АО ИОО.
В основу разработки АОП для обучающегося заложены дифференцированный и деятельностный подходы с целью обеспечения разнообразия содержания, реализации индивидуального потенциала развития на основе организации доступной ребенку познавательной, предметно-практической и учебной деятельности.
Ребенок обучается по индивидуальному учебному плану, составленному в соответствии с АОП. Рабочие программы по предметам скорректированы в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение ведется по следующим предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология. К индивидуальному обучению на дому ребенок допущен по медицинским показаниям и согласованию с администрацией школы. Работа с обучающимся на дому ведется в индивидуальном режиме по расписанию, согласованному с родителями ребенка.
При разработке учебного плана учтены задачи обеспечения особой временной организации общеобразовательной среды, в том числе и пролонгированные сроки обучения, включение методов стимуляции познавательной активности и развития учебной мотивации. В процессе обучения учитываются специфические образовательные потребности ребенка: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, развитие общей и мелкой моторики, двигательной координации.
Особое значение приобретает организация межличностного общения в дистанционном образовании, возрастает роль обратной связи в этом процессе.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с НОДА оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает динамику продвижения ребенка в овладении социальными компетенциями. Результаты оценки личностных достижений ребенка заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет представить полную картину динамики развития. Предметные результаты, связанные с овладением содержания каждой предметной области и способностью их применения в практической деятельности планируется начать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда будут сформированы начальные навыки чтения, письма и счета.
На этапе обучения в первом классе (подготовительном) поставили задачу формирования предпосылок учебной деятельности. Это осуществляется через игровую деятельность (игры по правилам), подбор дидактического материала, использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Вместе с тем, следует отметить, что процесс дистанционного обучения сопряжен с определенным комплексом трудностей, среди которых, в первую очередь, отсутствие у ребёнка первоначальных умений и навыков работы с компьютером, недостаток которых корректируется при включении данных тем в рабочие программы по предметам. Трудности обучения возникли на первом этапе при налаживании коммуникаций с учителями дистанционного обучения, т.к. они лично не знакомы с обучающимся, проживают в других городах Архангельской области (работать в данном проекте могут учителя, включенные в базу данных в АО ИОО), подбором кадров также занимаются специалисты АО ИОО, курирующие эту работу. Начало обучения совпало с периодом ограничений, связанных с пандемией Kovid -19, из-за чего у ребенка нет возможности общаться с одноклассниками (планировалось посещение внеклассных и общешкольных мероприятий, праздников, совместных экскурсий и выездов). При организации и проведении занятий приходится учитывать также особенности текущего состояния здоровья ребенка.
Для решения проблем целесообразно дополнительное взаимодействие учителя начальных классов, осуществляющего патронат ребенка на дому, обсуждение в рамках психолого-педагогического консилиума личных достижений ребенка, уровня развития интеллектуальных и психологических качеств, особенностей построения межличностных коммуникаций, планирования направлений индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Таким образом, участие в Программе «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов в Архангельской области», позволяет преодолеть сложности традиционного обучения данного ребенка, дает возможность удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и реализации его потенциала.