Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТРАНСЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Морозова Евгения Александровна,
воспитатель,
МАДОУ Д/с «Радость» комбинированного вида –
СП № 20 комбинированного вида,
Свердловская область, г. Нижний Тагил
В условиях современных реалий информатизация, и тесно связанные с ней процессы всех форм образовательной деятельности, реализуется путем совершенствования и массового распространения в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), которые активно применяются для передачи информации и взаимодействия педагога с воспитанником в современных системах дистанционного образования.
Дистанционное образование напрямую связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний, а дистанционное обучение – это процесс получения знаний.
Таким образом, дистанционное обучение дошкольника – это форма получения знаний посредством ИКТ без непосредственного контакта с педагогом, при котором детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, который они изучают, находясь дома. Основная цель таких заданий – это освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения различных заданий.
Здоровые дети имеют возможность учиться, познавать и усваивать пройденный материал. Умственно отсталый ребенок имеет стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности и при непосредственном взаимодействии с педагогом проявляет рассеянность, невнимательность. Коррекционно-развивающая работа с такими детьми требует непрерывности, системности, а достижение положительных результатов очень часто требует длительного времени. Минимальная пауза в работе неизбежно приведет к распаду уже сформированных умений и навыков у воспитанников данной категории.
Сложившаяся социальная ситуация оказалась психологически сложной для всех участников образовательного процесса. Новая реальность потребовала от педагогов освоения новых форм взаимодействия с воспитанниками в дистанционном формате. Для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, специфика воспитания предполагает непосредственный контакт с подопечными. Кроме того, все осложнялось тем, что большинство специалистов не обладали достаточными знаниями в области цифровой грамотности, что в данной ситуации стало необходимым условием.
За период самоизоляции четко выделилось три типа личности среди педагогов, работающих с детьми ОВЗ и не только. Условно их можно назвать:
-           пассивный тип: это педагог, который смиренно принял реалии современного мира и «ушел в глубокую самоизоляцию»;
-           адаптивный тип: это педагог, которому, по необходимости, приходилось привлекать современные средства коммуникации и работать с родителями воспитанников;
-           активный тип: это педагог, который занялся самообразованием, пытаясь найти оптимальные способы для наиболее продуктивного взаимодействия с родителями и воспитанниками.
За время пандемии в сети интернет появилось большое количество курсов повышения квалификации, вебинаров, обучающих роликов, методических рекомендаций, помогающих педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации. Основная трудность возникла в наиболее подходящих средствах взаимодействия с родителями и воспитанниками с ОВЗ для активизации познавательной активности.
Учитывая особенности дистанционной работы с детьми с ОВЗ, прежде необходимо проводить колоссальную работу с семьей воспитанника, так как без их активной помощи занятия просто невозможны. На время проведения дистанционного обучения родитель становиться «тьютером», то есть посредником между педагогом и ребенком. Но для того, чтобы занятие было продуктивным, «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание своего ребенка и мотивировать его на занятие.
Для того чтобы online-занятие по развитию познавательной активности с умственно отсталым ребенком было наиболее продуктивным должна вестись глубокая совместная работа воспитателя не только с родителями, но и со всеми специалистами в области психологии, дефектологии, логопедии. Необходимо придерживаться четкого алгоритма подготовки и проведения:
1.         Спланировать занятие в соответствии с АООП;
2.         Подобрать игры и задания по теме;
3.         Необходим непосредственный контакт с родителем (социальные сети, мессенджеры) перед проведением дистанционного занятия (информирование о необходимых во время занятия предметах: карандаши, краски, бумага, игрушки, распечатки заданий и т.п.), оговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.). ВАЖНО: если ребенок с ОВЗ не настроен на работу в online-формате, лучше посмотреть трансляцию в записи позже;
4.         Соблюдать регламент проведения занятия (этапы, оценка времени на каждый этап занятия);
5.         Непосредственный контакт с родителем после проведения дистанционного занятия (обязательный этап рефлексии).
Кроме того, учитывая удаленный формат обучения воспитанников, необходимо предусмотреть технические составляющие: бесперебойный и качественный канал связи, хорошее освещение рабочей зоны, в фокусе камеры не должно быть никаких отвлекающих предметов, задний фон должен быть нейтральным, необходимо иметь микрофон и наушники для качественной передачи и восприятия информации.
К сожалению, невозможно предусмотреть все онлайн-составляющие, любая погрешность в проведении подобного рода занятия приведет к тому, что для ребенка визуальный контент потеряет свою привлекательность. То есть материал станет ему попросту неинтересен, что в специфике работы с такими детьми является недопустимым.
Поэтому наиболее удобным методом подачи обучающего материала можно считать отложенную трансляцию на YouTube. То есть изначально записывается видео с визуализацией педагога, который проводит занятие. Затем эта запись проходит этап видеомонтажа, куда добавляется вспомогательный дидактический материал в виде карточек, презентаций, схем и так далее. После видеомонтажа запись отправляется на отложенную трансляцию YouTube канала. Далее идет оповещение родителей о времени трансляции. После просмотра трансляции обязательный выход на группу Viber, где идет этап обсуждения, родители имеют возможность обсудить проведение занятия, как в группе, так и индивидуально связаться с педагогом.
Стоит отметить, что как бы красиво не описывался процесс реализации подхода к дистанционному обучению, педагог имеет большую сложность оказания помощи своим воспитанникам с ОВЗ в online-формате.
Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать тот факт, что дистанционное обучения, имея плюсы и минусы, является неотъемлемой частью современного образования. Дистанционное обучение наглядно показало, что большинство педагогов способны трасформировать свою работу, перестраивая привычный уклад занятий, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
Список использованной литературы:
1.         Екжанова, Е. А. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2020. – 349 с.
2.         Рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Т.Ю.Бутусова, Е.А.Шилова, Е.А.Кинаш, А.В.Кинаш. – URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/Zakrepina-Metod-rekomend-25.3.20.pdf

3.         Щербетова, А. Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта // Науки об образовании. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-intellekta/viewer

Февраль 2021