Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕМ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ)

Гордон Эдуард Владимирович,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 1»,
г. Бийск, Алтайский край
Системно-деятельностный подход – это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Системный подход – это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания – это создание условий для развития гармоничной и саморазвивающейся личности. Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной деятельности.
Одним из условий формирования опыта – это организационно-педагогические и методические условия – это участие в городских конкурсах, педагогических советах, стажировочных площадках, а также в школьном методическом объединении.
Реализация системно-деятельностного подхода к обучению осуществляется через:
- уроки;
- различные проекты.
Что это даёт? Во-первых, для меня, как педагога, профессиональный рост, оттачивать собственное педагогические мастерство, готовить обучающихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Во-вторых, для самих обучающихся, раскрытие творческого потенциала, коммуникативности, развития личности и т.д.
Актуальность опыта. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Работа в условиях перехода ФГОС ООО.
Развитие важнейших качеств личности, таких как: инициативность, способность творчески мыслить, способность находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни.
Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, а также создании условий для формирования творческих способностей обучающихся.
Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Для достижения данной цели необходимо:
- активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);
- привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;
- приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).
Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.
Создание на уроке таких условий, при которых обучающиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Суть опыта заключается:
- в создании ситуации успеха;
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Например, в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания провожу групповую работу. Существуют критерии экспертизы групповой работы. Это можно увидеть на слайде презентации. Помимо этого, провожу занятия в форме дискуссии. Правила проведения дискуссии указаны на слайде презентации.
В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: письменные тестирования, хронологический и словарный диктанты, индивидуальные карточки, составление и разгадывание исторических кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого обучающихся.
Делаю всё возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа учителя истории и обществознания – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, произведений искусства, СМИ и т.д.
Учитель истории и обществознания часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.
Для пополнения исторических знаний учащихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу.
Данный педагогический опыт может быть полезен учителям, работающим как в преддверии реализации перехода ФГОС ООО, так и уже работающим с различными подходами данного стандарта.
Литература
1. Атанов, Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004.
2. Бровкина, М.А., Нахаева, И.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории.
3. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе.
4. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М. и др. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха.
6. Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Кудряшова, Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
7. Свиридова, А.Н., Колпакова, Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.
8. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности.
9. Сиротюк, А.Л. Обучение целостного ребенка.
10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
11. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках истории и обществознания.
12. Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе.
13. Шумейко, О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.).
14. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.
15. Ярцева, Н.Н. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях.
Февраль 2021