Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПАН ИЛИ ПРОПАЛ: ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ПАНДЕМИИ

Яремако Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦВР№2
г. Иваново

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные

семена знания непременно дадут добрые всходы.

(Леонардо да Винчи)


В этом году каждый из нас столкнулся в сложной ситуацией пандемии с дистанционным обучением. Это новое для нас направление показало, что не все готово к работе. Сейчас, когда пришло осмыслением, считаем, что очень важно, не просто работать с применением дистанционных технологий, но и делиться наиболее успешным наработанным опытом. В данной статье представлен опыт работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «ВЯЗ». Данная работа имеет свои подходы и этапы организации. Постараюсь их здесь подробно рассмотреть.
Первый этап - организационный. В начале прошлого учебного года для решения рабочих моментов (корректировки расписания, контроля посещаемости, обеспечения учебными и методическими материалами), были созданы группы в мобильной социальной сети Вайбер. Это решило большинство организационных, а затем и учебных вопросов, помогло наладить взаимодействие с родителями и классными руководителями. Поэтому, когда возникла острая необходимость применения дистанционных форм работы, именно они, а также личные странички педагогов в ВК, оказались максимально полезны. На связь выходили дети, которые желали заниматься, скучали по общению, хотели развить свои способности далее.
Второй этап - теоретический: планирование (выбор технологий). Стоит отметить, что декоративно - прикладное творчество подразумевает выполнение творческих заданий с учетом особенностей каждого ученика (скорость выполнения, восприятие информации, желание заниматься, индивидуальность), а самое главное, непосредственное участие педагога. Поэтому дистанционное обучение в объединении «ВЯЗ» в основном реализовывалось в форме видео-мастер-классов и индивидуальных проектов, с элементами следующих образовательных технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, исследовательский метод в обучении, игровые методов и информационно-коммуникационные технологии.
Третий этап – практический. Благодаря тесному взаимодействию с родителями удалось наладить сотрудничество, направляя и корректируя творческую деятельность ребят с помощью дистанционных форм работы.
Анализ моего опыта работы показал, что онлайн-занятия с группой по направлению декоративно - прикладного творчества не целесообразно. Выход из такой ситуации – в офлайн - мастер- классах.
Мастер – класс – это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам.
Выбирается тема → выделяется актуальная проблема → объясняется теория по решению этой проблемы → даются практические упражнения на закрепление теории → формируется полезный навык, который можно повторно применить после завершения занятия. Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении навыка от наставника – педагога. Офлайн мастер – класс - это снятый видеоролик.
Рассмотрим плюсы выбора данной формы работы:
v Мастер - классы можно смотреть бесконечное количество раз, в удобное для ученика время, заранее подготовить необходимые материалы, рабочее место, привлечь родителей.
v При этом охватывается большая аудитория, как своих учеников, так и всех желающих.
v После публикации мастер – класса, появляется возможность обратной связи: открытая страница педагога в ВК и инстаграмме (это основные платформы, где ученики могут посмотреть мастер - классы), сайт педагога, можно писать комментарии под постом, задавать вопросы, выйти в личный контакт.
v Записанные мастер - классы могут транслироваться на различных интернет - ресурсах: сайты педагогов, сайты учреждений дополнительного образования, странички в социальных сетях, инстаграмм, ютуб, а так же на ресурсах других учебных заведений и организаций. Несмотря на то, что мастер – классов на просторах интернета предложено очень много, дети с большим удовольствием смотрят именно на своих учителей, делятся с близкими и друзьями.
Безусловный Плюс – это сохранение трансляции занятия и использование его как офлайн МК.
Здесь необходимо упомянуть, что в решении учебных задач были выявлены и трудности:
v В некоторых семьях наблюдалось ограничение доступа детей к интернету со стороны родителей (т.е. дополнительное – значит не обязательное, отсутствие соответствующей компьютерной техники) Соответственно - долгий отклик на поставленные задачи, решение обучающих заданий.
v Отсутствие единой платформы для онлайн обучения (и это не весь перечень организационных проблем).
Подводя итог всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что анализ опыта работы в дистанционном формате показал, что мастер-класс – не только интересная и удобная, но и глубокая с точки зрения методики, форма работы, требующая тщательного изучения со стороны педагогов и методистов. Для этого необходимы хотя бы минимальные курсы по обмену опытом среди педагогов – декоративно – прикладного творчества, на которых можно было бы рассмотреть технологию мастер – классов в данной области. Необходимо коснуться вопросов организационного характера: как найти и оформить место, например, медиауголок, для съемок, если неудобно в квартире (можно ли сделать его единым на базе каждого центра?). Продумать вопрос допуска в учреждение на такие съемки – форма локального акта? (это в случае введения карантина). Рассмотреть вопрос с помощником (оператором, постановщиком), привлечь специалистов по монтировке и монтажу видеоролика.
Итак, дорогие коллеги, опыт этого года показал, что, несмотря на объективные трудности, мы старались продолжать работу в полном объеме. Нам удалось сохранить детей и даже провести это время результативно.
Мастер – классы можно посмотреть в разделе «Дистанционное обучение» на сайте педагога Яремако Н.А.
Информационные источники:
1.         Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»// https://vestnik.edu.ru/main-topic/dopolnitelnoe-obrazovanie-detei
2.         Энциклопедический словарь. https://znachenieslova.ru/%D 0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82
3.         Сайт Яремако Н.А. http://natalja-jaremako.mozello.ru /my_activity/
4.Сайт учреждения МБУ ДО ЦВР №2 http://cvr2.ivedu.ru
Февраль 2021