Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бабкина Софья Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №14,
г. Воронеж
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начале прошлого года мир столкнулся со всеобщим карантином. Это не могло не сказаться на образовании – школы перевели на дистанционное обучение. До того момента было много разных обсуждений и предположений, сможет ли российское образование обеспечить и наладить качественный процесс обучения и воспитания ребёнка, и готово ли оно к тому, что обучение из очной формы перейдёт на заочную. Но с момента реального перевода учеников на «дистант» было встречено множество трудностей.
Дистанционное обучение – это интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии с применением новых информационных технологий, предоставление самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения.
Технологии современного мира позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат. С их помощью учащиеся получают знания, а родители имеют возможность контролировать успехи своего ребенка. Но тут встречается один из первых минусов – доступность. Далеко не у всех детей есть компьютер (планшет, телефон) с выходом в интернет. А значит, нет доступа к учебным материалам, которые большинство учителей давали в электронном виде, создавая массовые рассылки по электронной почте или через группы социальных сетей. Приходилось индивидуально подходить в такой ситуации – с помощью разговоров по телефону спрашивать пересказы, правила и прочее, и пытаться объяснить то, что ни он сам не смог понять, ни родители не смогли объяснить, иначе младший школьник бы остался без обучения совсем на такой длительный период. Качество обучения от этого страдало сильно.
Далее, даже если дома есть компьютер, можно столкнуться с другой проблемой, которая была выявлена у семей, в которых два и более ребёнка – уроки идут в одно время, и компьютер нужен всем сразу, в том числе и родителям, большинство из которых так же работало удалённо.
Психофизиологические особенности обучающихся начальной школы не позволяют самостоятельно организовать процесс обучения. Младшие школьники ещё не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием, за ними приходилось следить родителям. Но не все родители были к этому готовы. В самом начале у ребёнка надо выстроить определённый режим, при котором ему будет комфортно учится дома, и в котором он должен всё больше приходить к самостоятельной организации своего обучения. На родителей падает ответственность за контроль младшего школьника в процессе дистанционного обучения. Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. Учителя с самого начала поясняли родителям важность контроля. Если ребенок пропустил онлайн-урок — это пропуск такой же, как и при очном обучении. Это же объясняется и самим детям. В ситуации с дистанционным обучением младших школьников взаимопомощь родителей выходит на первый план.
Так же среди минусов можно обратить внимание на полную свободу действий ребёнка младшего школьного возраста. Если не следить за ним, есть вероятность, что он просто забросит учебу. Дистанционная форма обучения больше подходит для детей среднего и старшего школьного возраста, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.
Рекомендации СанПиН держат дистанционное обучение в определённых рамках, так как есть чёткое ограничение по времени нахождения обучающегося перед монитором (20 минут). В классе, порой, и 40 минут не хватает, например, на устных уроках, чтобы опросить всех желающих и рассказать новую тему. Но даже уроки по 20 минут – это огромная компьютерная нагрузка на неокрепший организм ребёнка младшего школьного возраста, сильное воздействие на зрение, дефицит двигательной активности, который может привести к нарушениям осанки.
Помимо обучающихся много трудностей было и у учителей. Далеко не все поначалу владели компьютером так, чтобы освоить приложения для он-лайн уроков в совершенстве, да ещё суметь объяснить правила пользования и родителям, и детям. Да и доступ в интернет есть далеко не у всех, особенно у людей старшего поколения.
Но, как и в каждой ситуации помимо минусов всегда есть и плюсы. Разберём несколько из них. При условии, что у ребёнка есть своё рабочее место, компьютер с выходом в интернет и родитель, направляющий его действия, обучающийся получает:
- возможность обучаться в своём темпе;
- доступность учебных материалов;
- обучение в спокойной обстановке;
- высокие результаты обучения;
- удобство планирования времени.
Из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: для тех детей, чей темп отличается от основной массы ребят класса, удалённое обучение может дать большие плюсы – обучение в том темпе, которое комфортно самому ребёнку, нет спешки и стресса, что все успели, а он нет, что создаст ситуацию успеха, и он выдаст положительные результаты, которые будут его мотивировать и далее. Есть огромное разнообразие интернет-уроков в виде презентаций, видеоуроков и прочего, что облегчает данный формат, и дети изучают их с удовольствием. Но опыт показал, что дистанционное обучение не может являться для младших школьников полноценной заменой из-за неумения контролировать себя и свои действия в полной мере, справляться без поддержки и неоценимой помощи родителей. Отсутствие полноценного общения со сверстниками, постоянное сидение перед компьютером во время уроков дают огромные нагрузки на глаза и спину. Всё же традиционная форма обучения, на мой взгляд, принесёт гораздо больше пользы для младших школьников, чем дистанционная.
Февраль 2021