Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Вахрушева Лилия Владимировна,
учитель истории и обществознания,
МАОУ школа-интернат «Надежда» для детей с ОВЗ,
г. Нижнекамск
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения.
Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей, но в своеобразных условиях.
Как и в норме, умственно отсталый ребенок в своем развитии проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых его эмоциональная сфера приобретает новые качества, причем переход к высшим формам эмоциональной жизни осуществляется в процессе общения с окружающими, по мере включения в различные виды деятельности на уроке.
Эмоциональное развитие ребенка с нормальным и сниженным интеллектом в значительной мере определяется особенностями взаимодействия с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками. Взрослый является носителем социального опыта, который он передает ребенку. В общении со сверстниками этот опыт закрепляется и приобретает личностный смысл. Как и в норме, эмоциональное развитие умственно отсталых учащихся происходит под влиянием разных видов деятельности, причем наиболее эффективными из них оказываются те, которые дают школьникам возможность добиться реальных успехов. Специалисты отмечают, что важную роль в обогащении эмоционального опыта, развитие высших чувств детей со сниженным интеллектом выполняют игра Наибольшее влияние на развитие личности при умственной отсталости оказывает такой труд, который доставляет удовольствие, укрепляет веру в собственные силы, является интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным.
Психическое, и в том числе эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка представляется качественно иной, особый путь, который определяется не только общими, но и специфическими закономерностями, связанными с органическим поражением центральной нервной системы: зависимость эмоционального развития от структуры, глубины своеобразия дефекта; наличие компенсаторных возможностей, связанных с направлением эмоциональной активности, с побудительным значением субъективных переживаний; важное влияние своевременно оказанной коррекционной помощи.
Учащиеся с нарушением интеллекта не всегда способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.
Динамическая сторона эмоциональной сферы при умственной отсталости характеризуется инертностью, стереотипностью, слабой переключаемостью, а также поверхностью и неустойчивостью переживаний. Школьники проявляют склонность к аффектам, у них возможны немотивированные реальной действительностью перепады настроения, различные реактивные состояния.
Им свойственна полярность эмоций, крайний характер проявлений радости, огорчения, гнева, эмоциональных полутонов почти нет.
Высшие чувства при умственной отсталости развиваются медленно, но обращение к эмоциональному фактору существенно повышает эффективность нравственного, эстетического воспитания на уроках истории.
Учащихся характеризует недостаточная выразительность мимики и пантомимики, интонационная бедность речи сочетается с ограниченным запасом слов, обозначающих эмоциональное состояние. Это затрудняет общение на уроке как со сверстниками, так и со взрослыми.
Практика показывает, что основными упражнениями для формирования исторических ЗУН являются:
ü  Чтение текста учебника, ответы на вопросы.
ü  Решение кроссвордов.
ü  Работа с настенной и контурной картой.
ü  Решение хронологических задач.
ü  Выполнение тестовых заданий
ü  Работа со словарём.
Наиболее эффективным является живой рассказ учителя, при этом он должен быть исторически точным, не перегруженным мелкими деталями, в сочетании с выборочным чтением из учебника и других источников, обязательна связь с ранее изученным материалом.
Для развития речи учащихся целесообразна работа со словарем через понятийный аппарат. Также постоянная работа с текстом параграфа – выборочное чтение с комментариями составляют основу для формирования познавательной сферы учащихся.
Особая роль отводится демонстрации видеоматериалов наряду с презентациями, поскольку интенсивно воздействуют на личность учащегося.
Дифференцированный подход к каждому ученику необходим, в целом важно наблюдать за динамикой развития умений и навыков ребенка с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному.
Таким образом, основные методы организации учебно-познавательной деятельности на уроках истории следующие: индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, словесный, наглядный. Задача учителя на уроке – обучить способам и приемам деятельности: умение рационально планировать работу, отбирать оптимальные способы решения, осуществлять самоконтроль и способность анализировать итоги.
Февраль 2021